Албена. Часть первая.

Знаете, что означает звонкое слово «АЛБЕНА»? Я не догадался. А между тем это сокращение названий трех знаменитых, исторических районов города, Александровка, Берберовка, Нахичевань, теперь объединенных а Пролетарский район города Ростова. Такое имя носила газета издававшаяся в 80-х и 90-х годах, ее учредитель Пролетарский районный совет народных депутатов г. Ростова-на-Дону. (были такие)

Но наш рассказ не о газете (хотя она того заслуживает) и не о Пролетарском районе (хотя он того заслуживает еще больше). Наш рассказ о человеке, который печатал в этой газете свои удивительно яркие и непосредственные очерки о истории Нахичевани и Ростова-на-Дону. Об Андреенковой Татьяне Нарсесовне.

Сейчас Татьяна Нарсесовна является хранителем Народного музея боевой и трудовой славы завода Ростсельмаш. Стараниями нескольких поколений ростсельмашевцев, в музее собрана уникальная коллекция материалов и экспонатов рассказывающих не только о жизни завода начиная с периода его проектирования но и об истории города и области. И поскольку, лучше всего о человеке рассказывают его дела, то я решил вместо долгих дифирамбов Татьяне Нарсесовне, приоткрыть для вас эту шкатулку с драгоценностями которую сейчас представляет собой музей. Именно приоткрыть, едва – едва. И в том, что эта шкатулка сохранена и может открыть свои тайны людям, заслуга Татьяны Нарсесовны – огромна.

Из фондов музея, я как кладоискатель попавший в сокровищницу, дрожащими рукам схватил первые попавшиеся фотографии и показываю их вам, что бы вы поняли какие бесценные материалы хранятся в нем. Некоторые фото, будут выставлены впервые.

На первых двух фото, улицы поселка Сельмаш в 30-х годах. Точное место съемки мне определить не удалось, но по архитектуре домов, можно сделать вывод, что эти фото были сделаны в треугольнике ограниченном улицами: Первой конной, Сержантова и проспектом Сельмаш. Именно в этом треугольнике строились коттеджи для иностранных и советских специалистов руководивших строительством.

На следующем фото, первое здание железнодорожного вокзала «Сельмаш». Напомню только, что нынешнее, всем привычное здание, построено в 1937 году.

Такая замечательная беседка, до войны была на одном из перекрестков аллей в парке им. Н. Островского. А посмотрите на парней вышедших погулять в парк!

Следующее фото уникально! На нем запечатлен район перед зданием заводоуправления Ростсельмаша на ул. Менжинского. Само здание видно в правом краю кадра. В правом нижнем углу, виден забор с металлической решеткой памятный многим жителям Ростова старших поколений. Овальная клумба перед заводоуправлением сохранилась в той же форме до наших дней. А вот проходящей за ней улицы Менжинского, в 30-х, практически не существовало. На ее месте, выставлены готовые к отгрузки, комбайны «Сталинец». Далее проходит железная дорога. За ней улица Сельмашстроевская, нынешний проспект Сельмаш. Расположена эта улица, гораздо ближе к железной дороге, чем она проходит сейчас. А жилые дома отделены от нее палисадниками с молодыми деревьями. Блестящее на солнце полотно этой улицы уходящей к Нахичевани, можно видеть в центре кадра. А правее нее, на месте где сейчас дворец культуры РСМ и площадь Комбайностроителей, темнеет массив деревьев, это парк Ростсельмаша. Так он тогда назывался. На горизонте в центре кадра – Нахичевань.

Два дома с острыми крышами в центральной, левой части снимка, из тех домов которые видны на фото №№ 3 и 4 в этой статье. Это угол Сержантова (Конвейерная) и пр. Сельмаш. На этом месте сейчас огромный жилой дом с торговым центром на первых двух этажах.

И еще надо добавить, что сделано это фото с пожарной каланчи, которая была разрушена в 80-х.

Следующая серия снимков посвящена общественному транспорту.

До пуска в 1939 г. троллейбусного маршрута №1, связавшего Сельмаш, через центр города с железнодорожным вокзалом, поселок с городом, а точнее с Нахичеванью, связывали два трамвайных маршрута.

Посмотрите на толпы людей на остановках, гроздья пассажиров на подножках и сами трамваи, дребезжащие по пыльным улицам. Очень колоритные фото!

А эти снимки уже 50-х, на первом, торжественный пуск троллейбусного маршрута №3, связавшего Сельмаш с поселком им. Чкалова.

А на этом фото – трамвай маршрута №10.

И в заключение, пацаны! Волейбол во дворе одной из школ на Сельмаше.

Фотографии не главное достояние музея. В нем хранятся многие другие документы и материалы об истории завода, района, города. Сохранены образцы продукции завода которые он делал для фронта в эвакуации. И многое, многое другое.

Но а музее разговор впереди. А сейчас читайте очерк Татьяны Нарсесовны Андреенковой

«Добро пожаловать в Нахичевань». Не забывайте, что это 1994 год. По нынешним меркам целая эпоха прошла.

Добро пожаловать в Нахичевань. Часть первая.

На въездах в наш город гордо значится: "Основан в 1749 году". Центром красавца-Рос-това по праву считается Театральная площадь, служившая некогда границей с городом моложе его всего на 30 лет.

Территория служила много лет яблоком раздора и причиной длительной тяжбы между городами-соседями - Ростовом и Нахичеванью-на-Дону. Армяне стремились сохранить независимость своей метрополии, а богач-купец не мог из-за этого развиваться в восточном направлении. Он карабкался на Ростов-гору (ныне Ленгородок), переползал Генеральную балку (ныне улица Пушкинская), пытался укрепиться на левобережье, а лакомый кусок пирога лежал совсем рядом. Нахичеванцы долго удерживали позиции. Нахичеванский армянский магистрат каждый раз при обострении конфликта убедительно доказывал преимущества своего независимого развития. И все-таки уже в начале XX века ростовцы были уверены, что "Ухарь-купец Ростов все равно женится на скромной красавице Нахичевани", которая примет его имя. Однако судьба города была решена лишь в советское время в 1928 году на основании решения административной комиссии при президиуме ВЦИК об объединении обоих городов.

С этого момента начинается история парадной площади Ростова. Приглашаем читателей совершить путешествие в далекое и близкое Пролетарского района, отправным пунктом которого будет сердце нашего города, связующий узел русского Ростова и армянской Нахичевани, бывшая Ростово-Нахичеванская межа.

Ростово-Нахичеванская межа

Ранее, "Граница" была пустырем, на котором проходили кулачные бои, носившие межнациональный характер. Затем пустырь стали засевать зерновыми. По "границе" от восточных Георгиевских ворот крепости Дмитрия Ростовского вела дорога в 600 саженей к балке Полуденке (ныне парк им. В.Черевичкина). Перед мостом через балку стояло два капитальных межевых столба, увенчанных шарами. На их пьедесталах со стороны Ростова были золоченые надписи: "Граница Нахичевани-на-Дону. 1779 год". На других сторонах пьедесталов были прикреплены щиты с изображением герба Нахичевани.

Межевые столбы были разобраны в 1933 году. За мостом начиналась главная улица города – Соборная. Здесь от пограничной межи 9 мая 1890 года открылось движение конно-железной дороги между двумя городами. Стоимость проезда через весь Нахичевань была 5 копеек.

В наше время Театральная площадь представляет собой уже сложившийся архитектурный градостроительный ансамбль, который в будущем будет развит в сторону Дона. Сооружаются конусно-ступенчатые жилые дома. С окончанием последнего шестого комплекса ансамбль вместе с будущим Театральным спуском станет интересным парадным украшением города на востоке. Трамвайная линия маршрута № 1 уйдет под землю. У Дона террасы перейдут на земляную дамбу, которая соединит в будущем берег Дона с Зеленым островом. На острове проектируется устроить центральный городской парк культуры и отдыха с системой культурных, спортивных и увеселительных сооружений.

Театр

По генеральному проекту реконструкции Ростова зданию театра им.М.Горького отведена роль доминанты экспозиции. Здание относится к знаменитым произведениям архитектуры. Монументальность, масштабность и величие придают зданию классические пропорции конструктивизма, характерными для которого являются четкая симметричность объемов, динамизм и воздушность конструкции. Макеты театра выставлены в Архитектурном Музее им. Щусева в Москве, Британском Музее искусств и в Токио. Фотографии театра имеются в архитектурных энциклопедиях СССР, Чехии, Словакии, Болгарии. История же самого здания начинается в 1929 году, когда постановлением горисполкома о постройке нового театрального здания в Ростове был объявлен конкурс. На него было представлено 25 проектов. Победу одержал внеконкурсный проект московских архитекторов академика Щуко и профессора Гельфрейха, отвечавший тогдашним представлениям о модерне XX века. Выбор места для такого монументального сооружения был сложным вопросом. Решено было занять пустырь между двумя городами, объединенными меньше года назад, тем самым сливая их в единое целое и начиная формировать новый парадный, нарядный центр стремительно развивающегося города.

Проектирование и строительство продолжалось пять лет. Стройка была объявлена всесоюзной. До войны основной зрительный зал имел 2200 мест, концертный – 850. Были гимнастический и репитиционный залы, большая библиотека, театральный музей. Огромная выдающаяся главная сцена и две боковые общей площадью 1000 кв метров давали возможность режиссеру ставить спектакли, по ходу действия которых на сцену вы¬езжали автомобили и броневики. Театр был оснащен самой новейшей по тем временам театральной техникой.

Каждый угол и каждая часть здания были сделаны из благородных камней. Лобовая часть глав¬ного подъезда площадью 750 кв.метров была облицована итальянским мрамором. Три другие стороны - саранским гранитом и инкерманским известняком. Откуда же у бедной Советской России взялись средства для такой роскоши? Ответ прост и груб как сама действительность. Воинствующие безбожники разрушали храмы - произведения искусства своих предков - и строили из них новые сооружения, нередко впечатляющие безвкусицей. Так, "куб" нового театра, был облицован мозаичными плитами, служившими до этого знаменитыми своей красотой полами Новочеркасского Войскового Собора. Специально для нашего театра скульптор Корольков создал два горельефа: "Гибель Вандеи» и "Железный поток".

Для внутренней отделки зрительного зала были приглашены врачи - невропатолог, окулист и "лор", оказавшие помощь в решении вопросов освещения, цвета, формы, для более полного сосредоточения зрителя на спектакле. Постройка здания обошлась в 20 миллионов рублей. 26 сентября 1932 года на вечере, посвященном 40-летию литературной деятельности А.М.Горького, было принято решение присвоить имя писателя нашему строящемуся тогда еще театру.

29 ноября 1935 года состоялось торжественное открытие театра. В этот день директор стройки и главный инженер, были награждены легковыми машинами. Первым спектаклем первого театрального сезона был "Мятеж" по роману Д.Фурманова в постановке знаменитого режиссера Завадского. В театре работали выдающиеся актеры и режиссеры страны, в том числе В.Марецкая, Н.Мордвинов, Г.Леондор, Р.Плятт и другие.

Война не пощадила театр. Осенью 1941 года фашистские летчики специально бомбили это здание. В период оккупации оно было разграблено солдатами румынского диктатора Антонеску, а новочеркасские мозаичные плиты были увезены в Германию. Коробка театра служила фашистам конюшней. Здесь, в насмешку над русской культурой, были устроены стойла для лошадей команды СД, находившейся напротив, в зданий Управления СКЖД. В 1943 году при отступлении театр был окончательно взорван гитлеровцами в числе мно¬гих выдающихся архитектурных памятников Ростова.

Лишь чрез 20 лет, в 1963 году, ростовчане смогли восстановить театр. Авторский коллектив проектировщиков не изменил внешний вид здания. Внутри же театр стал намного меньше. Теперь здесь есть концертный и читальный залы, библиотека, залы для эстрадных выступлений. Зрительный зал стал всего на 1200 мест, площадь сцены уменьшилась вдвое. Со стороны парка здание было совершенно разрушено. Там ус¬троен открытый Зеленый театр на 3300 мест.

Сегодня уникальное здание с мировой известностью является не только украшением города, его парадным фасадом, но его гордостью и предметом восхищения.

Фонтан.

Театр с трех сторон окружен парком им. Октябрьской революции.С угловой стороны расположен сквер-партер, который строился одновременно со зданием театра. В центре сквера находится фонтан "Чаша изобилия", скульптурная группа которого изваяна известным советским скульптором Е.Вучетичем. Он жил и учился в Ростове, закончил здесь художественное училище и фонтан был его дипломной работой.

Украшением сквера служили ротонды и лестничные спуски из парка, между которыми были устроены водяные каскады. Когда-то они были излюбленным местом фотосъемки ростовчан и гостей города. Уже после войны и восстановления театра сквер был оснащен цветомузыкой с подсветкой каскадов за струями воды . Это было великолепное зрелище. Роскошно смотрелись причудливые ковровые узоры газонов, диковинное разноцветие которых заставляло забыть, что это всего лишь растения.

Стела

Перед театром изящной тонкой стрелкой вонзается в голубизну неба обелиск в честь освобождения Ростова от немецко-фашистской оккупации, стоящий в центре мемориала освободителям. Мемориал представляет собой взметнувшуюся на высоту 70 метров вертикаль с орденом Отечественной войны I степени и позолоченной скульптурой богини победы Нике. Между театром и обелиском установлены стелы с памятными текстами, посвященные частям, освобождавшим наш город в 1943 году. Открыт Мемориал был в 1984 году. До этого в центре прохожей части площади стоял скромный обелиск черного мрамора. Построен - по проектам профессора Миловидова и скульпторов Рукавишникова и Филипповой. Впечатляюще выглядит монумент в праздничные дни. Колокола памяти отбивают часы. Вечером над бассейном вспыхивает Вечный огонь, включается цветомузыка.

Прогулка по площади

Если смотреть на Дон от театра, справа мы увидим современное здание института Атомкотломаш, воздвигнутое в 1970-е годы. На его месте ранее стояла двухэтажная типогра-фия. В советское время здание было приспособлено под жилье, но его коммунальные одно и двухкомнатные квартиры до сноса хранили и облик и дух большой типографии в гулкости комнат-цехов, в неизмеримой долготе и темноте коридоров с керосинками. Однако это было одно из первых жилых помещений Ростова, получивших природный газ для приготовления еды.

Формируя площадь с запада и востока, раскрывая широкие объятия к Дону, расположёны два монументальных здания. Одно из них - жилой дом-гигант на целый квартал, с магазином, детскими яслями, мастерскими, построенный в середине 1930-х годов для работников Управления СКЖД. Фасад оштукатурен и декорирован в период восстановления театра. Подобными домами обрастал в те годы и Ростов, и Пролетарский район в частности. Такие дома в то время назывались "образцовый советский быт". Яркими примерами могут служить дома-кварталы на проспекте Соколова и совсем недалеко от площади дом, где находится Волго-Донское речное пароходство.

Еще более монументальным предстает здание Управления СКЖД (ранее Владикавказской железной дороги). В начале века это была самая высокая постройка Pocтова и Нахичевани. Необычно красивые строгие и одновременно пластичные линии и сегодня поражают своей изысканностью и максимальной практичностью использования. Невероятно, но строительство длилось всего около двух лет, с 1911 по 1913. В годы войны в здании Управления былa расположена гитлеровская команда СД (Зихерхайт дойчланд – немецкая безопасность), неправильно называемая в народе "гестапо". В подвалах управления пытали советских граждан, а у ограды Пионерского парка их расстреливали.

До недавнего времени ни одна пристройка не обезображивала ни внешний, ни внутренний вид сооружения. Автор проекта архитектор Бутков предполагал воздвигнуть управленческий дворец - средоточие управленческого железнодорожного хозяйства. Это ему удалось, ведь не многие здания могут похвастать тем, что сохранили свои изначальные функции и имеют постоянных хозяев, бережно заботящихся о них. Сегодня здание является украшением парадной площади Ростова и входит в его золотой архитектурный фонд.

Софиевский собор

Напротив Управления, ближе к центру района высился огромный Софиевский собор с обширной Софиевской площадью - местом гуляния горожан, и кладбищем - местом последнего приюта нахичеванских богачей. Ежегодно 23 апреля нахичеванские армяне в пестрых национальных костюмах заполняли площадь. Здесь проходили спортивные игры, «презентации» семейных кулинарных изысков, выборы невест. Сейчас территория бывших Софиевской площади и кладбища занята парком им. Октябрьской революции, насаженном горожанами одновременно с постройкой театра. Софиевский собор был разрушен в первые годы советской власти, посчитавшей его центром контрреволюции. Кладбище постигла та же участь, так как богатые усыпальницы живо напоминали о прошлой, достаточно благопристойной и сытой жизни. На фундаменте одного из служебных присоборных помещений была построена школа N11.

От Софиевского собора начиналась еще одна улица Нахичевани - Софиевская (ныне Первомайская), путешествие по которой мы совершим позже.

Александровский парк

От Собора через Софиевскую площадь был расположен Александровский сад (ныне парк им. Вити Черевичкина), заложенный на территории Балки Полуденки в честь 25-летия царствования Александра II, отмечавшегося 19 февраля 1880 года. Сегодня парку более 130 лет, Балка за многие десятилетия развития Нахичевани на запад была завалена мусором, и на ее расчистку и земельные работы были потрачены значительные средства из Городской казны. Проект и план работ были составлены американским инженером Гунером, приехавшим в Ростов из Петербурга специально для консультаций строителей знаменитого ростовского железнодорожного моста. Весной 1881 года началась посадка деревьев, прокладка аллей, устройство ограды. Вход был платным, парк всегда был многолюдным и потому прибыльным для арендаторов. Аренда предоставлялась на конкурсной основе. Все постройки в парке осуществлялись за счет арендаторов с письменного разрешения городской управы. Затем они переходили в собственность города.

В конце XIX века в ознаменование проезда через Нахичевань императора Александра III Нахичеванскими городскими властями было принято решение об установке обелиска-колонны по проекту архитектора Н.Н.Дурбаха. Предприниматель гранитных и мраморных работ С.А.Тоннет согласно проекту и чертежам выстроил колонну из цельного сердобольского гранита, добытого под Петербургом в принадлежащем ему карьере. Контора Пастухова в Ростове изготовила отливку металлических частей царского герба в виде орла, постамента, гирлянд под капителью. Эти части были покрыть червонным золотом. С трех сторон колонны были установлены доски с надписями. Вокруг колонны была ограда из гранитных тумб с железными цепями. Все это обошлось городу почти в 20 тысяч рублей. Ростовский Александрийский столп без пышного золотого декора сохранился до наших дней как архитектурный памятник, охраняемый государством. Восстанавливался в 1990 годы на частные средства.

В парке, напротив Александрийского столпа, в 1960 году по проекту скульптора Аведикова установлен памятник ростовскому школьнику Вите Черевичкину, чье имя носит теперь и весь парк. Он погиб от рук фашистов в ноябре 1941 года за то, что не сдал фашистам своих почтовых голубей.

Подведем итог началу нашего путешествия во "вчера". За годы советской власти пустырь между городами приобрел вид центральной площади Ростова. Построены театр, институт, жилой дом, Мемориал. Сохранены Александровский парк, Александрийский столп, здание Управления СКЖД. Устроен сквер с фонтаном, насажен парк им. Октябрьской революции. Положительный вклад в облагораживание западной части района значителен. Однако вспомним о потерях, постигших эти места за те же годы. Вместе с прекрасным Софиевский собором ушли в небытие обширная, уже существовавшая площадь и богатейшее кладбище, надгробные плиты которого послужили фундаментом театру. Уничтожены архитектурные памятники XIX века межевые столбы и все парковые постройки в бывшем Александровском парке. Ограблен и восстановлен заново памятник архитектуры Александрийский столп. Новое построено вместо старого. Такой неумный подход к жизни обещает народу не благоденствие, а лишения, озлобленность и нищету. Во многих городах мира, да и России, мирно соседствуют сооружения разных эпох. В эпоху же тотальной коммерции уже никому нет дела до памятников любого времени. В центре города ветшали неухоженные театр и сквер - памятники сталинской эпохи. Напротив был расположен такой же ободранный, с пасущимися козами у подножья, памятник эпохи предпоследнего Рома-нова. Следом пришла бы очередь и Мемориала - памятника Великой Отечественной войны. Сегодня многое восстанавливают, что радует ростовчан, дорожащих великим прошлым Донской столицы.

В следующем очерке мы проследуем дальше по 1-й Соборной (ныне 1-я Советская) к центру Пролетарского района.


Здесь часть вторая

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка