Фотосклейка. В старом Ростове (11)


"Водолей у ЦУМа" предположительно 1937 год

Попов Михаил (18.10.20 16:27)

У меня вопрос: а откуда в Ростов доставляли булыжник для брусчатки? Кавказ? Ведь это были, вроде бы, гнейсы.

Бывалый (18.10.20 21:07)

На ум приходит только посёлок с подходящим название Каменоломни, который находится за Новочеркасском перед Шахтами. Интересно, какие камни там добывали кроме каменного угля

Stanichnik (18.10.20 21:11)

Где то читал, что майдан в Новочеркасске выложем камнем из Каменоломен.

https://meotyda.ru/node/749

Бывалый (18.10.20 21:15)

Ростовские булыжники выглядят более "калиброванными", возможно, они моложе

Попов Михаил (19.10.20 13:15)

Если в Новочеркасске майдан выложен песчаником, то в Ростове явно использовался гораздо более крепкий камень. По моим воспоминаниям что-то из базальтов. Причем, камень обрабатывался в подобие «буханок». Они были не такие идеальные, как в Германии ( там скальный материал кололи на спецустройствах в почти идеальные кубики), но все же были вполне пристойной формы. Четко помню это по улице Зеленодольской на 1-ом Орджоникидзе, которая до перекрёстка с Коллективной улицей исходно была покрыта брусчаткой. И зимой старшие пацаны, зацепившись крюком за грузовик, раскатывали по укатанной дороге на коньках, иногда высекая искры из обнажившегося камня.

Heach (19.10.20 14:36)

Кстати, на Зеленодольской очень долго сохранялась брусчастка, а лет 5 только, как закатали в асфальт 

Геннадий (19.10.20 18:13)

Миша, а ты помнишь мостовую с брусчаткой на Металлургической, и конечно, трамвайчик на ней?..
Кстати: сегодня я проходил мимо строящейся нашей школы. Уже первый этаж начинает вырисовываться. Три подъемных крана - один стационарный и два автокрана с большими стрелами... Фундаменты уже готовы по всей площади. Частично использованы прежние. Но контуры здания другие, и поэтому значительная часть фундаментов уже новые и в других местах. Насчитал на стройке около 50 рабочих-строителей. В скором времени сделаю фотографии.

Попов Михаил (19.10.20 19:21)

Нет, уважаемый Геннадий Леонидович. Абсолютно не помню, что Металлургическая была под булыжником. Вот Военкомат, угловой «Молоко», столовую прекрасно помню. Нас не часто заносило туда. А вот трамвай. - один из основных видов транспорта для жителей 1-го Орджоникидзе был. Жаль, что теперь он (1-й номер) на Сельмаш уже не идёт. А в нашем детстве до Державинской на нем, затем пёхом до Чемордачки и потом катером. - на 45-ю линию. Там отец моих друзей заведовал одной из баз. И мы могли и искупаться, и рыбу половить и на лодке поплавать.

Геннадий (19.10.20 20:15)

Миша, из названных тобой "объектов" на Металлургической относительно сохранил свое назначение только магазин "Молоко", хотя он теперь - фактически широкого профиля продовольственный магазин - "Верас" (продукты из Белоруссии, включая и молоко). Но я там покупаю обычно вкусную колбасу - лучше нашей. На месте большой столовой - несколько разных магазинов, включая даже книжный. А военкомат вместе с полицией- на улице Веры Пановой (бывшей Матросской), в доме, который на месте засыпанной балки... Из интересных новостей Сельмаша - почти завершившееся уже строительство 24-этажного дома на улице Сержантова, напротив бывшего "Юбилейного", который, в свою очередь, строят сейчас заново по новому проекту (вместе с торговым центром - работы идут). А на самой улице Сержантова - от сельмашевского вокзала до Металлургической - реконструируют пешеходную аллею... Там будет очень уютно, судя по проекту.

Светлана Николаева (19.10.20 22:29)

Может от 1- й Конной и будет уютно, но ранее, от проспекта Сельмаш до 1- й Конной, бывший Юбилейный и строящийся напротив 24- х этажный дом, это будет для Вас испытанием, Михаил. Дом нависает над Сержантова и ,кажется, идёшь по тоннелю. И только после 1-й Конной можно выдохнуть, продолжается " старый" Сельмаш. Прошу прощения за сумбур. 

Stanichnik (18.10.20 20:30)

Мне больше интересно, что это за устройство на столбе?

Бывалый (18.10.20 21:01)

Предположу, что это дверца, за которой находится рубильник, включающий электрические фонари на столбах

Бывалый (18.10.20 21:10)

Возможно, что скоба, которую видно, это и есть рукоятка рубильника

Прохожий (19.10.20 07:37)

Столб для трамвайной электросети, аналогичные можно рассмотреть далее, принадлежит "другой епархии" фонари не вешают. Судя по одиночной высоковольтной линии, столбы только для трамваев и видно поворот на Энгельса, т.е. трамваи ходили по Энгельса, а троллейбусов еще нет (им нужны два токосъемника). Более интересно что делает конный экипаж ниже. Вид такси или хозяин приехал?

Бывалый (19.10.20 11:04)

Вижу объект, похожий на осветительный фонарь. Столбы на главном перекрёстке города не могли быть многофункциональными?

Бывалый (19.10.20 11:12)

Мне представляется, что в довоенном Ростове извозчики были. Новые хозяева предпочитали авто.

Геннадий (19.10.20 18:16)

Извозчики были до середины 1930--х. А просто конные повозки встречались еще и в начале пятидесятых. Но они были просто для личных нужд. Обычно приезжали в город из окружающих сельских поселений.

Бывалый (19.10.20 18:29)

Из моего раннего детства (конец 60-х) помню, как по улицам Северного Посёлка уголь для отопления частных домов развозили именно на телегах. Утро начиналось со звуков ударов подков по асфальту за окном. Угольный склад был у моего дома

Annushka (21.10.20 18:05)

Даже в середине восьмидесятых лошади с телегами на улицах попадались - они забирали стеклотару от некоторых точек приема. Семашко/Горького, к примеру. Рядом был хлебный ларек и детей в день вывоза бутылок посылать за хлебом было бесполезно ;). Все купленное уходило лошади.

Геннадий (19.10.20 18:05)

Да, на старом фото троллейбусных проводов нет, а трамвайные рельсы и провода по улице Энгельса (Большой Садовой)в сторону Ворошиловского есть! И нет асфальта на Энгельса! А это значит, что фото сделано не позднее лета 1936 года, когда проложили здесь троллейбус. 1937 год - уже не годится, в том году перекресток уже выглядел иначе! Троллейбус пустили от Театральной площади до Сельмаша в июне 1936 года, а от Театральной площади до вокзала - в ноябре того же 1936-го.

Бывалый (19.10.20 18:15)

Спасибо за важное пояснение к старой фотографии

Прохожий (19.10.20 11:58)

Один осветительный фонарь даже с лампой на 150 вт. на весь перекресток маловато будет. Отдельный провод тянуть для освещения среди высоковольтных трамвайных как то не логично и небезопасно, опять же ходить по перекресткам и включать в ручном режиме один фонарь - непрактично. Больше похоже на силовую подземную подводку кабеля, а лючок для контроля. Со стороны цирка виднеются три лошадных экипажа, или нет?

Бывалый (19.10.20 16:55)

Конечно, фонарей должно быть несколько, не все попали в кадр. На приложенном выше фрагменте при желании можно насчитать 3шт. Думаю, что централизованной коммутации и автоматики в то время могло и не быть, и дворнику нетрудно было включить фонари вручную рубильником. В доэлектрическую эру фонарщики вручную зажигали газовые или керосиновые фонари.

Думаю, что напряжение на трамвайные провода подавалось не в районе ЦУМа.

Сегодня обратил внимание, что ростовские фонари вполне универсальны. На них навешаны и провода электротранспорта, и освещение, и видеонаблюдение, и прочее. «Межепархиальная разобщенность» преодолима.

Бывалый (19.10.20 17:01)

Интересную статью об освещении ростовских улиц нашел здесь. Электрические фонари в городе появились еще при царе-батюшке, а в 1937 году на центральных улицах были наверняка

Бывалый (19.10.20 16:56)

Внизу на Будённовском действительно видны конные повозки

Бывалый (19.10.20 22:08)

Подвесные осветительные фонари на Будённовском. Фото 1939 года

Попов Михаил (19.10.20 13:30)

Центр дореволюционного Ростовы был богат на вывески и рекламу. А на снимке «1937 года» справа за столбом, на другой стороне улицы Энгельса, единственный плакатик рекламы вроде-бы «Фото-цеха».

Бывалый (19.10.20 17:00)

Реклама в довоенном Ростове была. При желании можно найти много фотографий

Карбофос (20.10.20 10:52)

А вот меня интересует другой вопрос. Поливающий так прицельно компактно-сформированной струёй бьёт по контактному проводу трамвая. Неужели при этом ничего не происходит??? Сколько видел это фото, - всякий раз удивлялся увиденному! Хотя, если держаться за брезентовый рукав - может и коротнёт!

Бывалый (20.10.20 12:02)

1. Струя направлена полого и не достает до токоведущих проводов.  2. Струя на излёте превращается в поток разрозненных капель и уже не может проводить электрический ток.  3. Такие мысли не приходили в голову простодушного поливальщика 

Карбофос (20.10.20 18:33)

По поводу 1, может быть. Кадр сделан сбоку и в данной проекции не ясно точно, куда же струя льётся. А вот по 2- раз вы так написали, значит не знакомы с Механикой жидкостей и газов (Гидравликой). На пожарных брандспойтах для формирования компактной струи и повышения давления специально ставится конусная насадка. В Гидравлике есть целый раздел - "Истечение воды из насадок". И когда вода изливается из насадки, никакого разрыва потока на капли не происходит. Это вы путаете с распылителем! Поэтому, в данном случае вполне может быть короткое замыкание. Спасёт этого поливальщика, только наличие у него на руках резиновых рукавиц и то, что он держится за брезентовый рукав, а не за бранспойтную насадку!

Бывалый (20.10.20 22:46)

На фото хорошо видно, что уже через пару метров струя перестаёт быть сплошной и разделяется на отдельные капли. Видно, что на фото не пожарный, а дворник или подсобный работник. Не похоже, что он использует пожарный брезентовый рукав с брандспойтом. Больше похоже на обычный шланг с трубкой-насадкой. Если предположить очень маловероятное, что сплошная водяная струя преодолеет метров 8-10 и замкнет электрическую цепь, то основной ток уйдёт в водопровод. В этом случае параллельная электрическая цепь через мокрый шланг-руки-мокрую обувь-мокрую землю может создать угрозу для жизни поливальщика.

Бывалый (22.10.20 18:54)

Нашлась старая фотография Таганрогского проспекта с одноколейным трамвайным путём. Чтобы разминуться, встречные трамваи должны были дожидаться друг друга в специальных местах.  Идея позаимствована у ЖД

Попов Михаил (22.10.20 20:38)

Очень симпатичные навесы на опорах были перед входами парадных в начале 20-го века. Например, и перед нынешним главным корпусом университета. И все исчезли. А жаль

Бывалый (22.10.20 23:53)

Как сейчас говорят, "зацените" красоту трамвайных столбов

vvd (25.10.20 01:20)

Такие столбы до реконструкции улицы еще встречались на Станиславского: https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQaKsA , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQeNGC , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQqLOA , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQun3C , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQBloA . У этого столба осталось только кольцо в средней части: https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQBe1A .

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.