Фрагменты из истории моста на 29-й линии.

Всегда искренне считал, что любимый всеми нами наплавной мост на 29-й линии  существовал еще во времена фараонов. Ну, если не фараонов, то в конце 19-го века он был точно.

Это фото сделано с Зеленого острова, с территории нахичеванского яхт-клуба. На фото мост не просто есть, а на нем многолюдно. Большинство, вероятно рыбаки, судя по статичным фигурам.

Еще это фото интересно тем, что на нем видны недостроенные цеха акционерного общества «Аксай». Известно, что они строились в последнее десятилетие 19-го века, это позволяет датировать снимок.

История мостов и переправ на 29-й линии.
 

Есть еще одно похожее фото. На нем в кадр попало одно из строений яхт-клуба, а наплавной мост «разведен», и через него проходят малые парусные суда.

История мостов и переправ на 29-й линии.
 

Далее этот мост фигурирует, так или иначе, на фото и в воспоминаниях многих ростовчан. Есть даже фотография, на которой по мосту идут немецкие танки.

И вдруг, листая подшивку «Вечернего Ростова» за июнь 1961 г., я наткнулся на фельетон «Переправа». Из которого ясно, что в какой-то период истории нашего города  замечательного моста не-бы-ло!

Фельетон иллюстрирован картинкой лодочной переправы на остров.

История мостов и переправ на 29-й линии.
 

Я скан заметки помещу ниже, а фельетон перевел в электронный текст, читайте и переноситесь в не такой далекий 61-й.

***

Воскресенье, 10 часов утра. Тысячи ростовчан, помахивая авоськами и чемоданчиками, устремляются к переправе у 29-й линии. Знойный денек, предвкушение отличного отдыха на берегу прохладной реки настраивают на филантропический лад, и в длинную очередь к кассе вы становитесь без особых душевных мук. Что значат каких-то 10 —15 минут, когда впереди весь день!

Однако проходит полчаса, а вы с удивлением замечаете, что нисколько не продвинулись вперед. По-прежнему слева от нас штабель старых бревен, справа — торговые ряды «Раки и семечки» и горы шелухи от этих продуктов. Устав от солнцепека и ожидания, вы совершаете разведывательный рейд к кассе, и все становится ясно. Просто очередь делится на две неравные части: меньшинство с хорошо развитыми бицепсами и многотерпеливое большинство. Пока обладатели бицепсов, презрев условности и отпихивая друг друга локтями, штурмуют кассу, большинство сиротливо топчется на месте, с робкой надеждой поглядывая на стоящего неподалеку милиционера. Но тот занят: вместе с контролером он проверяет билеты.

Понервничав и с горечью вспомнив, как в юности необдуманно отказались записаться в секцию тяжелой атлетики, вы возвращаетесь на свое место. Здесь стало оживленнее: то и дело приходится шарахаться в сторону от подвод и грузовых мотороллеров, доставляющих государственное пиво к сугубо частным ракам.

Частнопредпринимательский сектор мирно соседствует с государственным и на воде. Владельцы катеров организовали что-то вроде акционерного общества «Эх, переправим!» И переправляют. Конечно, не на общественных началах. Второй милиционер осуждающе смотрит на действия паромщиков - кустарей и, видимо, не сумев сдержать благородного негодования, демонстративно отворачивается.

С момента, когда вы стали в очередь, прошло... А впрочем, это уже неважно. Вы, наконец, каким-то чудом сумели дотянуться до кассы и, зажав в потном кулаке заветный билет, заторопились к катеру. Правда, сделав несколько шагов, вы неожиданно теряете способность передвигаться самостоятельно. Вас стремительно проносит мимо милиционера, которому вы так и не успеваете протянуть билет, и швыряет в переполненный катер. Очевидно, бицепсы и здесь берут свое. Кто-то удобно устроился на вашей ноге, но вам уже вес равно. Скорее бы окунуться — и домой, отдыхать.

А покуда переполненный катер пересекает реку, вы принимаете участие в импровизированной викторине, организованной пассажирами. Почему, спрашивают они друг у друга, у причала так грязно и неуютно, а свалка у кассы и нарушения правил безопасности считаются нормальными явлениями? Почему здесь никто не следит за порядком, а всякого рода спекулянты чувствуют себя, как рыба в воде? И что думают по сему поводу товарищи из речного порта, управления благоустройства горисполкома и прочих, увы, пока не заинтересованных организаций?

Этими риторическими вопросами мы и заканчиваем наш репортаж. Вел его

                                                                                                                      М. Борисов

 

Добавлю, что где-то в середине 60-х.  понтонный мост уже был наведен.

 

История мостов и переправ на 29-й линии.
 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка