Мои 70-е

В 1975 г. в Ростовском книжном издательстве вышел сборник под названием «День, который впереди».
В сборник вошли рассказы, очерки, репортажи, раздумья писателей и журналистов, рассказывающие о донском крае, о людях Дона, стоящих на пороге десятой пятилетки. (Меня обороты советской пропаганды тех лет  до сих пор трогают до слез).

В сборнике нашел интересный и душевный рисунок, на котором толпы трудящихся идут на работу к проходной Ростсельмаша.
В верхней части рисунка неизменная башня с часами на главной проходной завода. И памятник комбайностроителю, давно исчезнувший. Вероятно, художник хотел изобразить пожарную каланчу с острой крышей, тоже давно исчезнувшую, но в те годы неповторимо оживляющую заводской пейзаж.

Люди стекаются к проходной с трех сторон, но главный поток – из недавно построенного подземного перехода. А над переходом шумит запруженная транспортом улица Менжинского, и стучат колеса составов, везущих продукцию завода на поля Родины.

Перед входом в подземный переход – автоматы газ-воды. Да, были там такие. Только стаканов в них никогда не было. У человека, отстоявшего трудную смену на заводе, было совершенно оправданное желание, выйдя из заводских ворот, снять душевное и физическое напряжение  глотком крепкого напитка. Такие напитки можно было купить рядом с заводом  в окрестных гастрономах, а вот мест, где их можно было распить, остро не хватало. Поэтому пили в подъездах домов, за гаражами, заборами и где придется. Соответственно, стакан в такой ситуации можно было достать только в ближайшем автомате газ-воды. Одним глотком, как вы понимаете, дело ограничивалось редко.

А вот изображенный на рисунке книжный ларёк  не помню. Зато хорошо помню бабушек, торговавших в этом месте всякой зеленью, овощами, фруктами и другой немудреной снедью. Торговали с деревянных ящиков, взятых у соседнего магазина, продававшего упомянутые выше напитки. Бабушек иногда разгоняли. Это случалось, когда кто-то из проходящих мимо, объятый возмущением, писал в газету или в другие советские инстанции о недопустимости безобразной частной торговли на пути рабочего класса. Бабушек как ветром сдувало. Но они, не обидчивые, быстро возвращались. Место было хорошее, разметали все.

Эти торговки изображены. Предлагают цветы, и одна – какие-то фрукты или картошку. Сознательный пролетариат на рисунке  игнорирует частниц, понимая их глубокую суть, несовместимую с социалистическим строем.

Троллейбус, велосипедист, телефон-автомат с одним говорящим внутри и одним ожидающим своей очереди.
Да, все так.
Мои 70-е.
Спасибо, художник.

Главная проходная завода Ростсельмаш в 70-х
 

Игорь (15.06.19 09:36)

Какая прелесть. Я уже и забыл какая плотненькая толпа шла по переходу и сопение и пыхтение в потерне проходной. И "резиновые" троллейбусы, гудящие и щелкающие током, с дверями гармошкой, кожаными диванами, вмещающие в себя больше пролетариев, чем три вагона плацкарта.

Роман S. (15.06.19 09:53)

Да-а! Казалось бы, простенький рисунок, стилизованный под агитку. Но сколько моментов он вызвал в памяти у нас, "людей-с-раньшего-времени"... 

Stanichnik (15.06.19 09:43)

Ларек "Книги" отыскался. А вместе с ним, бочка с квасом. Спасибо Роману. 

Роман S. (15.06.19 09:48)

Андрей, благодарствую на добром слове, однако ж не я ключевая фигура в этом розыске - это благодаря Валерию Д. (vvd) в моей коллекции появился этот великолепный снимок. 

Так что спасибо Валерию! :-)

Stanichnik (15.06.19 10:02)

Там на рисунке, есть один фрагмент, который я понять не могу. Вся толпа нарисована в двух цветах - черным и белым. Но есть группа людей, нарисованая только ченым. В правой верхней части рисунка. Там долгие годы, был безобразный сортир средневекового типа. 

Роман S. (15.06.19 10:46)

Эта цветовая дифференциация может быть тайным зашифрованным посланием сквозь годы: от художника В.Куприянова - нам, благодарным читателям.

Версия 1: белая масть - ИТРы; чёрная - все остальные пролетарларЫ.

Версия 2: белым цветом обозначен контингент, захаживающий "на чай" в 1-й отдел; чёрным - все прочие. :-D

Это, конечно, шутка. Думаю, это "чёрное-белое" двуединство (опять же, единство и борьба противоположностей) обусловлено типом рисунка. Хотя ассоциаций возникло немало...

Игорь (15.06.19 12:27)

Черный ИТРовец вышел из тролейбуса с ватманом. Конечно цвета определены типом рисунка - линогравюрой. А вообще, художник рисовал, что видел, посмотрите на фото.

Роман S. (15.06.19 12:31)

Точно! Да, ватман для кульмана ("Вы меня не так поняли, я - дизайнер!") позволяет отбросить одну из моих версий... :-D

Роман S. (15.06.19 14:50)

Думаю, логично разместить здесь две фотографии главной проходной "Ростсельмаша" (они есть в комментариях к другим статьям, но тут, раз уж коснулись, будут вполне уместны).

Первый снимок относится ко времени, чуть более позднему, чем время выхода упомянутой Андреем книги ("День, который впереди"), то есть, предположительно датирован 1976-80 годами. Пока ещё хорошо видна скульптура рабочего-машиностроителя.

Второй снимок младше на несколько лет, сделан в канун 40-летия Победы (насколько удалённый от события канун - не скажу). Рабочий-машиностроитель уже удалился на "заслуженный, но нежеланный покой"... (c) 

Карбофос (19.06.19 10:45)

Спасибо за статью!

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.