Мы любим наш Трактор

Под грязно-розовой потертой обложкой, под какой должен был быть журнал учета выдачи брезентовых рукавиц, нашел удивительную книгу о строительстве нашего замечательного театра – трактора. И о людях  его строивших.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Издана книга в 1935 г. В год открытия театра.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

На первых же страницах – неожиданное открытие. Оказывается, перед театром, на просторе Театральной площади, стояла некая скульптурная группа. О ее существовании говорится как о свершившемся факте.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

И фото есть. Правда, фото макета. На нем видна скульптура и сам театр, который в проекте был, так скажем, более тракторный. И Театральная площадь была больше похожа на площадь, а не на майдан.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

А это, наверное, самые первые фото только что построенного театра.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Галереи и лестницы театра  первоначально были отделаны натуральным камнем, а оконные переплеты имели сложный рисунок. Сейчас все не так.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Это первая театральная афиша. История театра начиналась спектаклем по роману Д. Фурманова «Мятеж». Очень интересно понять, почему для первой постановки на сцене ростовского театра был выбран роман, в котором описывается мятеж в одной из частей Красной Армии в Средней Азии.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

На этом фото самое начало стройки. Еще пустырь и какие-то то ли бревна, то ли трубы. Не мог разобрать. И обстановка на строительной площадке явно не рабочая.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Строительные леса. Трудно представить себе объем ручного труда на подобных стройках. Кранов не было, только лебедки, о них ниже.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

В этой книге нашел галерею портретов и очерков о работе строителей театра.
Начальник строительства и главный инженер

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Известно, что театр построен по проекту, разработанному московскими архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом. В книге  вместе с начальником строительства и главным инженером упоминается известный ростовский архитектор Леонид Федорович Эберг, которому Ростов обязан многими архитектурными шедеврами.

А это сторож на строительстве театра, добросовестный и ответственный – И.Р. Явно. Кто бы его сейчас вспомнил.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Миля Зиньковская-Орлеанская – лучшая мотористка на строительстве театра. Пришла на стройку без профессии и квалификации. От чернорабочего выросла до машиниста лебедки – главного строительного механизма того времени.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Рабочий кабинет актера в самом пролетарском театре страны. Ведущего актера. У  простых актеров рабочие места были поскромнее.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Крайне интересна история выбора места под театр. Раньше ее нигде не встречал.

"Следующим, не менее сложным вопросом, который надо было раз­решить, являлся выбор места. Вначале под театр намечалась площадь между проспектами Ворошилова и Соколова, но в период проектировки это место было отведено под строительство Дома советов. В связи с этим возник второй вариант—построить театр на проспекте Ворошилова, на участке между Пушкинской и Горьковской улицами. Однако, необходимость сноса при этом целого квартала жилых домов, а также неблагоприятные условия для работы театра на этом участке, заставили отвергнуть и этот вариант.
Наиболее приемлемым был признан участок на площади Революции, между Ростовом и Нахичеванью. Правда, некоторых людей, над которыми довлела сила привычки, оставшаяся от буржуазной системы планирования городов и зданий, пугало строительство театра на пустыре, на прежней окраине Ростова... Эти люди с невытравленным обывательским душком не понимали, что в нашей стране самое понятие окраины отживает, что в нашей стране вновь застроенные рабочие кварталы зачастую лучше и наряднее, чем так называемые главные улицы города. К тому же это место стало геометрическим центром разросшегося нового советского Ростова, превратившегося в крупный индустриальный центр."

Бригада полировщиц Александры Гомжиной. «Она огонь и запевала» - так говорили о ней на стройке.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Бригада Александры Гомжиной полировала мебель для театра. А так полировали камень, уложенный на полы. Сейчас полируют такими же машинками. Эволюция и прогресс не коснулись этого уголка.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Зато виден грандиозный скачок человечества в электротехнике. Это регулятор освещения сцены передового театра страны.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

А это моторные темнители освещения зрительного зала. Сейчас такие устройства во много раз меньше  и проще.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Ивану Дмитриевичу Боровкову было 70 лет, когда он руководил облицовкой театра камнем и гранитом. Мастер.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Варвара Романовна и Петр Иванович Шиляковы. Семья мастеров каменотесов.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Зрительный зал

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Отец и сын Петр Иванович и Виталий Петрович Синчины, столяры, изготовившие кресла для зрительного зала и другую мебель для театра

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Книга, не смотря на обложку от гроссбуха, великолепно издана. Портреты вождей и руководителей строительства переложены нежными листами пергамента. А в текст вставлены иллюстрации – гармошки, чтобы поразить читателя широтой интерьеров театра.

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

И чтобы вы окончательно перенеслись в то время, еще один отрывок из книги:

"Скоро в театре поднимется занавес:
…. Ты строился, театр, в горячие годы, когда сметался с земли последний капиталистический класс, когда кругом шли жестокие бои за окончательную победу социализма, когда Алексей Максимович Горький писал свою знаменитую статью: „Если враг не сдается, его уничтожают" и жадно знакомился с колхозной бригадиршей Ириной Никульшиной, когда сталинские посланцы — политотдельцы расчищали от кулацких корней дорогу будущему светлому колхозному изобилию, а родина крепла, наливалась невиданной социалистической мощью, готовая принять и выдержать любые бои с окружением врагов.

Будь же театром-бойцом, метко, без промаха разящим врагов, верным сыном родины.

Ты рождался, театр, в одной семье с гигантами пятилетки; твои старшие братья— Днепрогэс и Сельмаш; ты был овеян строительным пафосом, неповторяемым дыханием пятилеток, энтузиазмом строителей величайших инженерных сооружений сталинской эпохи.

Будь же театром-строителем, инженером человеческих душ, повседневно, неустанно заботясь о том, чтобы рабочие, колхозники, все трудящиеся вырастали в сильных, бесстрашных людей нового человечества, освобожденных от цепкого, липкого хлама привычек проклятого прошлого.

Ты запечатлел в себе рождение новой заботы о человеке, нового гуманизма, когда весь трудящийся мир взволновали проникновенные слова Сталина о любовном, заботливом выращивании людей — подобно тому, как любовно и заботливо садовник выращивает плодовое дерево...

Будь же настоящим театром-другом — умным, чутким, внимательным к человеку, — к  его повседневному труду и борьбе."

Театр имени Максима Горького в Ростове-на-Дону
 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка