Каким был пороховой погреб.

Тоненькая брошюрка затерялась среди толстых томов на полке. Даже не брошюрка, а несколько скрепленных, потрепанных листов. Экскурсия по городу Азову. 1962 г.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Умели наши предки радоваться малому. Вот экскурсия вышла из автобуса у древнего тополя.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Но сначала не об этом. В этом путеводителе нашел редкую фотографию порохового погреба, известного сейчас как музей.
Находка обрадовала и расстроила одновременно.
 
Россия с Турцией дрались за Азов больше ста тридцати лет. С 1637 г., когда началось Азовское сидение, до 1769 г., когда Приазовье окончательно отошло России после очередной войны. Где все это время в крепости хранили порох – неведомо. Вероятно, ни та, ни другая сторона, поочередно владея Азовом, порох хранить не успевала, постоянно отбиваясь от неприятеля.
Первый известный пороховой погреб в крепости построили в 1770 г., через год после того, как войны с Турцией откатились далеко на юг. Простоял он до 1797 г., когда за ветхостью был разобран. В 1799 построили каменный.  
Конструкция была без изысков. Полукруглый каменный свод опирался на двойные стены. Эти стены – главная особенность погреба. С одной стороны, они должны были обеспечить хорошую вентиляцию и исключение образования конденсата внутри хранилища. А с другой, препятствовать проникновению в погреб через окна как самого неприятеля с огнем, так и его снарядов и пуль. С этой же целью – защиты от обстрелов, свод был покрыт толстым слоем смолы, глины и дерна. Чтобы тяжелый свод не развалил стены, их укрепили контрфорсами. Ворота, лестница в тамбур. Все. Высота всей конструкции – 12 метров, из которых примерно половина под землей.
Я сокровищем назову эту фотографию погреба перед реставрацией, проведенной в 1961-1965 годах. Хотя такие фотографии должны быть в архивах. Реставраторы обязаны были все документировать. Но не видно их пока. Ясно, что в упомянутые годы пороховой погреб просто накрыли саркофагом.
Таким он был.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Таким стал.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Очень нужно  было сохранить и старинную кладку, и старинный свод, покрытый дерном, и и ворота, и ставни. То, что мы видим сейчас, имеет мало отношение к истории. Несмотря на добротное состояние.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

И это впечатление не исправят ни замечательные экспонаты.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Ни инсталляции.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Ни знакомая с детства диорама.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Чтобы печаль развеять, покажу вам карту из брошюрки. Самодельная. Я даже удивляюсь, как такую допустили. Очень тогда все секретно было. 

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

И маршрут экскурсии, которым водили гостей Азова во времена первых полетов в космос.

Азовский пороховой погреб. Изначальное состояние.
 

Сергей Евгеньевич (20.03.18 10:06)

Вставлю свои "пять копеек"..Посещение нашей группы студентов истфака РГУ Азова летом 1973 года.

Крепостные ворота
Прикольно
Местность была не оформлена..Просто холм с "бабами"
Прогулка по валам азовской крепости
Игорь (20.03.18 18:59)

В этой истории есть одна нестыковочка. Известная гравюра. Изображен взрыв ПОРОХОВОГО ПОГРЕБА после обстрела с южного фланка  Ласси. 1736г. 8 (19) июня Т.е. у турков он был минимум в 1736г.  и существовал, видимо, с постройки крепости венецианцами. И да, еще Челеби упоминал "склады огневых и бевых припасов", а это 1667г.

И вот еще о более ранних артилерийчких погребах турок (или генуэзцев) http://www.donnews.ru/V-Azove-nashli-dva-turetskikh-porokhovykh-pogreba-...

Stanichnik (20.03.18 19:52)

Игорь, я с иронией написал, что ранее не было пороховых погребов. Я понимаю, что они были. Но точное положение их вряд ли известно. По этой гравюре определить его нельзя. А то, что написано по ссылке - я не верю, в пороховые погреба с грунтовой водой на глубине полтора метра. А в заглубленные холодильники окруженные холодной грунтовой водой - верю.

Игорь (20.03.18 21:21)

-Ясно. 

-Можно определить место взрыва с точностью до 5-30 метров. Френк-Хиссара достаточно хорошо привязан. http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/azov/azov.htm

-Там возвышенность, грунтовые воды ниже 6-10 метров

Stanichnik (21.03.18 21:16)

То, что крепость хорошо привязана к карте современного города, я не сомневаюсь. А вот гравюра по моему к современному городу не привязана ни как.

Игорь (22.03.18 18:57)

Ну почему же? Отлично видны башни и минареты. Все они идентифицированы. Так же известно, что турецкий гарнизон и склады с боеприпасами были только в восточной части крепости - Френк-Хиссаре. И видно на гравюре, что взрыв произошел в северо-западном улу Френк-Хиссара. Примерно здесь, лень по ориентирам искать точнее.

Азак-Тана Взрыв порохового погреба
Stanichnik (22.03.18 20:19)

На гравюре я вижу бастионы направленные к реке, а на наложении их нет.

Игорь (22.03.18 20:37)

В мой кадр они не попали))) Ну если вам интересно, то художник стоит здесь.

Stanichnik (22.03.18 20:41)

Тогда какие горы могут быть за крепостью? Там целый хребет.

Игорь (22.03.18 20:50)

Похоже на горы?

Stanichnik (22.03.18 21:13)

Не похоже. Я только сейчас рассмотрел надпись "Дон". Но горы реальные. Или художник рисовал со слов участников и горы пририсовал для красоты или я не знаю. Сейчас посмотрел свои схемы и карты крепости, наверное самые толковые висят в музее "Пороховой погреб", по этой гравюре можно привязать взрыв с точностью метров 100, не точнее.

Игорь (22.03.18 21:54)

А по-моеу похоже. Ну преувеличил чуть-чуть правый берег на горизонте)))

Да, по ним и привязывал. Они есть у меня. Лучшая 1698г. Ее точность +-5м. По этому возможно добиться точности взрыва 5 метров с востока на запад и 20-30 метров с юга на север. Вся крепость Азак была 300х130м

Ankol1 (23.03.18 21:20)

В выпуске 3 "Очерков истории Азова" глава 4 приводится история порховых погребов  крепости, рисунки и  фото азовского погреба начала 20 века. Качество иллюстраций не на высоте, но рекомендую посмотреть. Кстати, там указано, что изначально погреб был деревянным.

Stanichnik (23.03.18 20:44)

Я читал. Фото действительно не вызазительные.

Игорь (22.03.18 22:31)

А вы знаете, что "генуэзкая стена" в Азове вовсе не генуэзская. И Генуэзской не ту улицу назвали.

Stanichnik (23.03.18 20:43)

Она как то ушла в тень. Я даже не знаю, сохранилась ли. Хотя это первый объект, который я увидел в Азове. Меня отец привез, пацаном, еще ходили "Ракеты". Мы были в "погребе", там была очень хорошая экспозиция, я запомнил, хотя прошло очень много лет. И диорама была диорамой.

Ankol1 (23.03.18 21:23)

"Генуэзская стена" - это, вроде как, остатки Верхних Таганрогских ворот крепости 18 века.

Игорь (23.03.18 21:41)

Я знаю, Ankol1, вы давно в теме.

Ankol1 (23.03.18 21:50)

А вот по поводу "подземного хода", котрый обозначен на плане под номером 3, я не в теме. Что это ?

Игорь (23.03.18 23:03)

Где-то читал про русские сапы для подрыва стен. Насколько я знаю, сейчас "боевой полевой археолог" остался один, это завотделом археологии музея кин Масловский Андрей Николаевич, и он больше увлекается золотоордыннским Азаком, ну и в силу того, что архологические исследования в периметре крепости невозможны и слои весьма перемешаны, а также с большим объемом скоропомощьных раскопов. Но насчет подземных ходов он высказывался https://www.youtube.com/watch?v=h-yQrYqAM-I

Ankol1 (23.03.18 23:57)

Благодарю за информацию, Игорь. С высказываниями Масловского я знаком. Но конкретно про этот ход я  не услышал. 

Игорь (24.03.18 09:57)

Да, его он не упоминает. Рассказывает про два, на Лермонтова, Московской. А этот должен быть в районе Суворова-Калинина. Наверно еще не найден.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.