Портовая или Солодовая?

Фото центра старого Ростова, сделанные с затемерницкого холма, не редкость. И сарай с крышей из досок тоже часто попадал в кадр. Но только встретив это фото, на котором сарай запечатлен полностью, я догадался, что это. Дело в том, что здания за сараем- это пивоваренный завод Армавирского товарищества. Следовательно, заглубленный в землю сарай для поддержания в нем постоянной температуры  не может быть ничем иным, кроме как помещением для проращивания ячменя и производства солода.

Солодовня на Портовой


Грандиозное на самом деле сооружение. И я представляю, какой запах стоял вокруг, когда солод сушился. Конечно, следов этого сооружения остаться не могло. Но, изучая остатки противотанковых рвов на территории города, я был очень удивлен тем, сколько следов оставили рвы на территории современного города. Может быть, и это сооружение оставило свой след на лице города.
Разберемся, что где. Маленькими синими стрелочками я обозначил железную дорогу, идущую на мост и левый берег Дона. Красными стрелочками - ветку, идущую на Гниловскую. Большую красную стрелку поставил примерно там, где за домами должен проходить железнодорожный путь. Сколько от нее до изгиба сарая? Точно определить трудно, но, сравнивая расстояние с размерами зданий, уверенно можно сказать, что от 150 до 200 метров. 

Солодовня на Портовой


Посмотрим на фото времен войны. Ясно видна улица, повторяющая изгиб сарая и примерно на том же расстоянии от "железки"

Солодовня на Портовой


Прорисовал ее.

Солодовня на Портовой


Сверился по современной карте. На расстоянии 173 метра от железнодорожного полотна  находится внешне нелогичный изгиб улицы Портовой.

Солодовня на Портовой


Это переключение в режим "схемы"

Солодовня на Портовой


Ясно, что какие бы события не потрясали страну, пива хочется всегда. Значит, солодовня существовала долго. Постепенно  огибая ее, пролегла дорога, связывающая город и станицу Гниловскую. Солодовня давно исчезла, а дорога осталась. Память о ростовчанах, любителях пива 19-го века.
Портовую надо бы переименовать  хотя бы на этом участке  в Солодовую или Пивную.
Скажете - ерундой занимаюсь? Да я и не спорю.

Гость (23.02.18 11:38)

– Да, – сказал Балаганов, мигая рыжими ресницами, – теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик – и все раскрыл!

Игорь (23.02.18 15:18)

Да, Андрей, Вы правы, сутки ковырялся с картами и фотками. Абсолютно правы. На этом месте частью сейчас гаражи. К стати, большие каменные здания на стаом фото сохранилиь, но частично, или в виде фундаментов под новые.

И гостю -"Старый не старый. а борозды не портит)))"

Stanichnik (23.02.18 15:57)

Спасибо Игорь!)))

Игорь (23.02.18 17:37)

Жаль, но мы ошиблись оба. Сарай просуществовал годов до конца двадцатых, пока не начаали строить путепровод на Западный. Сарай стоял Портовая- Съезд под мост пл. Стачки. Еще раз простие, но факты на лицо. Карты всем известны.

Интересно, что фотограф старинного фото снимал с того же места, что и через сотню лет фотографы снимающие митинги под мемориалом "Стачки")))

Stanichnik (23.02.18 17:50)

Я тоже сидел весь день с картами. Просмотрел и наложил все. Уверен. Вы ошибаетесь Игорь.

Игорь (23.02.18 18:45)

Фото почти с того же места. Здесь лучше видно средний план с паровозом и белым забором (кот есть на исходном фото), и круглое сооружение газового завода, которое на карте рядом. 

Ну и традиционно на снимке Люфтваффе. +-10м

Игорь (23.02.18 19:35)

Ха-ха, а забор-то белый остался. По улице Привокзальной. Частями бетонный, частями реставрирован кирпичом. Но теперь он по пояс, врос в землю.

Stanichnik (23.02.18 20:01)

Надо идти туда еще раз все смотреть. Я нить вашу потерял.

Игорь (23.02.18 20:21)

...

Stanichnik (23.02.18 20:11)

Ну и отлично, это подтверждает, что ул.Портовая проходит у бувшей солодовни.

Игорь (23.02.18 20:29)

Нет. Большое круглое сооружение в левой части снимка, стояло на площади газового завода. А он был северо-западнее путепровода.

Stanichnik (23.02.18 21:03)

Не понимаю. Нарисуйте на современной карте, где по вашему была солодовня. 

Игорь (23.02.18 21:47)

Вотъ

Stanichnik (23.02.18 22:25)

Прорисовал все наскоро, как на вашей схеме. Если бы солодовня была на перекрестке Стачки и Портовой, за ее правым краем в кадр бы попал "американец". А его и близко не видно.

Игорь (23.02.18 22:34)

Не видать "американца" даже в панарамнике.

Stanichnik (23.02.18 22:39)

Так фотограф был значительно ниже этой точки, и развернут к югу. Иначе у него башня попала бы в кадр полностью, а не краем.

Игорь (23.02.18 23:19)

Да ниже, и ближе, что еще сужает угол обзора. Но именно на этой линии от собора по Стаиславскго.

Stanichnik (23.02.18 23:46)

Дело еще в том, что южнее нынешнего путепровода, всегда проходила дорога. И по вашей схеме получается, что солодовня была отрезана от пивоварни этой дорогой. Трудно в это поверить. 

Эдуард Вартанов (23.02.18 17:47)

Фотки с таким ракурсом лучше слов объясняют два десятилетия волокиты с устройством крепости «вблизи Темерницкой таможни», с итогом - посадкой ее в «урочище богатый колодезь», подальше от глаз, смотрящих «с горы».

Игорь (23.02.18 17:51)

К стати - да.

Stanichnik (23.02.18 20:09)

Да н чего не кстати. На месте Буденовского и Ворошиловского были овраги. Крепость нельзя было поставить ближе к таможне. Тем более начальство подьезжало с востока и попадало в крепость сразу. И главное, когда начинали строить крепость, на том месте где стоял фотограф сделавший этот снимок, была Турция. Ни какое начальство не могло обозревать строительство крепости с этой точки, кроме как находясь в руках янычар)))

Эдуард Вартанов (23.02.18 22:06)

Ну, да, фактом устройства крепости вдали от видимой «с горы» панорамы, Россия узаконила сдачу в пользование туркам левого берега Темерника вместе с  портово – таможенной частью правого берега Дона. Все виды жизнеобеспечения этих мест издавна было в руках за-темерницких сельхозпроизводителей, да и пиво варили азовские греки, тоже турецко-поданные.

Stanichnik (24.02.18 10:05)

Вот всем для размышления, аэроснимок 1918 г. сделанный с немецкого аэроплана. Игорь, обратите внимание, там ДВА белых забора. На месте, где я считаю была солодовня - видны строящиеся дома. Напомню, первый снимок в статье 1911 г.  То, что пивоварня ограничена крутым изгибом улицы Портовой, это подтверждается всеми картами того времени. А вот могла ли солодовня быть так далеко влево, за границей кадра, на перекрестке нынешнего пр. Стачки? Я сомневаюсь, что при таком ее положении первый снимок в статье получился бы таким.

Игорь (24.02.18 13:40)

Вот чуть-чуть бы левее, и мы бы ее увидили! А может этот Г-образный сарай и не солодовня вовсе.

Зато можно определить направление Портовой и Почтовой

Stanichnik (24.02.18 17:14)

Не стоит доверять прямым линиям прочерченным на фото. Любой объектив дает искажение - дисторсию.

Игорь (24.02.18 17:39)

Высокотехнологичная отмазка, Андрей)))

Stanichnik (24.02.18 19:18)

Заметте, я таких слов как отмазка, в споре с вами не употребляю. Это не отмазка а опыт обработки фотоснимков.

Игорь (24.02.18 19:38)

Простите, если смог Вас оскорбить словом. Но высокотехнологичная жеж.))) Тем паче, что я не измеряю ни углы, ни расстояния, а всего лишь показываю направления по ориентирам. Тяжело говорить о дуалистических свойствах света, при указании пальцем направления.

Stanichnik (24.02.18 19:56)

Что бы понять какую дисторсию дают старые  объективы, попробуйте определить положение колонн американца относительно берега и собора, проведя прямые линии от боков и средней линии колонны. У вас получится, что мост стоит под острым углом к берегу, а не перпендикулярно. 

Игорь (24.02.18 20:22)

Не вижу никакой проблемы. Он действительно стоит под углом менее 90, те острым. И на аэрофото можно точно сказать где стоят дамы. На правобережной опоре подъемного механизма.

Stanichnik (24.02.18 20:22)

))) Вы линию проведите перпендикулярно моста и увидите, что она идет касательно к берегу. А на фото кажется, что она идет чуть южнее собора.

Игорь (24.02.18 20:39)

С учетом перспективы так и будет. Если потом провести на аэроснимке перпендикуляр к мосту, он точно упрется в какую-то церковь на Нахичевани.

Stanichnik (24.02.18 21:38)

Точно! Но вы взяли не всю верхнюю площадку колонны, а ее часть лежащую прямо перед объективом. А теперь проделайте ту же операцию, но возмите всю площадку, передний угол которой виден у левого края снимка.

Игорь (24.02.18 22:10)

Там только еще одна балка перпендикулярная мосту. И все равно перспектива в одной точке. Честно, я не понимаю, и не вижу нарушений геометрии в этом снимке. И как это применимо к искажениям "направления пальца".

Stanichnik (25.02.18 15:04)

Сейчас сам сделаю))

Игорь (24.02.18 14:19)

Счастливый домик, Портовая 5, всё пережил.

Эдуард Вартанов (24.02.18 16:42)

А улицу назвали Портовой потому, что в годы устройства крепости здесь был турецкий порт + таможня. А на Российской стороне была только таможня. Обе стороны на своих берегах Теменика позволяли торговать беспошлинно, но рыночно, т.е. с выкладкой товара и без опта.  

Игорь (24.02.18 18:23)

Очень, очень спорно, ЭВ. В былые времена, когда Таганрогский проспект еще назывался дорогой на Таганрог, эта улица называлась Затемерницкой. Насчет турецкого порта - слышу впервые, но Вы славитесь шокирующими открытиями. А где об этом можно почитать?

Stanichnik (24.02.18 19:17)

Ага.

Эдуард Вартанов (24.02.18 20:25)

Любое изложение краеведческих древностей Меотиды рекомендую сверять с историей осман, - скучно не будет.

Игорь (24.02.18 20:43)

Черт, Вы правы. Говорила мама: -"Учи османский!"

Stanichnik (24.02.18 17:17)

Я не соглашусь с тем, что солодовня стояла прямо в створе большой балки, в данном случае - Камышевахи. По ее дну или ручеек, или поток во время дождя  или дорога, если это суходол.

 

Игорь (24.02.18 18:14)

Ух ты, по моему, сегодняшнее фото. Жаль, надо было встать в створ Почтовой.

Хто знает, может техпроцесс у них с родниковой водой, как на "Парамоновских" или вообще это не солодовня, а гараж для лошадей.

Искал снимки с другой стороны Темерника, но увы. Есть открытка, но разрешения не хватает. Виден лишь барабан башни газового завода.

Stanichnik (24.02.18 19:16)

Там трудно встать в створ. Вправо сдвинутся нельзя, там склон и влево начинается спуск. Но первое фото статьи сделано именно с этого места судя по положению колокольни и главного купола собора.

Игорь (24.02.18 19:44)

К сожалению склон изменен терроформированием дороги. Но первое фото сделано точно в "створе" Почтового, что является основным ориентиром для меня. Но все равно, большое спасибо, отличный снимок!

Stanichnik (24.02.18 20:02)

Спасибо.

Ankol1 (25.02.18 00:01)

Фото этих мест времен оккупации:

И еще: https://sosnitsky.livejournal.com/581568.html

Игорь (25.02.18 10:37)

О! Спасибо! Огромная коллекция фото окупации.

Игорь (25.02.18 12:43)

Счастливый домик Портовая 5

Stanichnik (25.02.18 15:03)

Я вчера шел мимо этого домика. Там есть еще один ветеран. У обоих домов порадовали побеленные подворотни с почтовыми ящиками. Улица удивительная, но собак черезчур. 

Игорь (31.03.18 16:21)

Честно сперто с Ростовберега. http://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/kupola_i_istorija_...

Сарай-то для сушки кирпича.

- "Наличие построек, так же, минимально, нет железных дорог и моста через Дон. Домов не много но есть дома «крепкие». Правый берег Темерника заставлен лодками рыболовов. Предполагаю, что на ближнем плане мы видим жерло известково-выжигательной печи. Таковая здесь тогда была, вроде бы, только у одного фабриканта – г-на Плугатырёва. Если моё предположение верно (а я почти уверен в этом, исключая только фактор не знания о чём-то ином), то далее идут дырявые камышовые крыши длинного «Z»-образного сарая для выстойки и сушки кирпича перед обжигом, кирпичного завода этого же владкльца. Кирпичный завод Плугатырёва, многие сегодня считают самым «долгоиграющим» в истории города. Говорят, что он существовал с 1830 года по самый конец «старой эпохи». Сегодня это место находится под насыпью «Стачкина» моста, что на пути из Большого города на Западный микрорайон (правда, сегодня он не такой уж и «МИКРО»). "

Балаганов (31.03.18 18:57)

А Бендер действительно что-то не то делает,пишет бумажки, ездит...

так что получается, вместо Солодовой Кирпичечная?

Stanichnik (31.03.18 21:30)

Кто вы, Балаганов?

Stanichnik (31.03.18 21:52)

Я вас поправлю. Это фото не с "берега". Она взято в этом блоге. 

https://humus.livejournal.com

Полистайте, там очень много интересных фото. А "берег" хорошо умеет лепить свое название на фото, которое не они сделали, не они сохранили, не они выставили. Зато надпись делают самую большую в рунете. Пожалуйста, в бущем воздержитесь от ссылок на этот сайт.

Теперь по существу. Без подробного анализа видно, что эти сараи гораздо блиде к Дону, чем те, которые обсуждаются в этой заметке. Ваше желание доказать мою неправоту в любой ситуации, вызывает недоумение.

И пожалуйста, воздержитесь от красивых жестов в виде комметария из одной точки. Тема сайта - красивый и интересный мир вокруг. Красивые жесты для другого места.

Игорь (31.03.18 22:42)

-"Пожалуйста, в бущем воздержитесь от ссылок на этот сайт" - Stanichnik, я полностью отдаю себе отчет, что этот сайт, ваше детище, и вы можете устанавливать здесь любые правила. И я обязан их выполнять. Но почему именно ссылки на этот сайт? Можете не отвечать, мне не настолько интересно, чтоб причинять вам негативные переживания.

-"Ваше желание доказать мою неправоту в любой ситуации, вызывает недоумение." - Упаси господь, Stanichnik! Я хочу восстановить историческую правду! Я сам много ошибаюсь (почти всегда) по пути к ней (иногда так и не дойдя). И я никогда не перехожу на личности. Пожалуйста вопринимайте меня как просто оппонента с другой точкой зрения, а не как врага. И простите, иногда я бываю резок.

-"И пожалуйста, воздержитесь от красивых жестов в виде комметария из одной точки." - Простите, написал фигню про башню газового завода, стер. Но пост удалить не смог, пустым его остаить невозможно. Поставил точку. Вероятно вы эту точку истолковали совершенно по другому. Как какой-то красивый жест? Еще раз простите, если я смог вас оскорбить знаком препинания. Я не вкладывал в него никакого смысла.

Stanichnik (31.03.18 23:21)

1.Я был одним из основателей "берега" и вряд ли кто-то вложил больше чем я в становление этого сайта. Теперь, уже несколько лет не захожу туда ни при каких обстоятельствах. Эту тему закончили.

2. Меня тоже простите. Давайте позже сделаем подробный анализ и действительно поставим точку в этом вопросе.

3. Странно, что вы не смогли удалить комментарий. Я действительно истолковал точку подругому. Обычно все удаляется.Еще раз извините за невольную резкость.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.