Слобода Полуденка - начало Ростова.

Пожар 21.08.2017 г. войдет в историю Ростова-на-Дону. Многие СМИ в своих репортажах сообщили, что пожар произошел в исторической части города. Это не так. Сгоревший район был застроен в 20-м веке, и даже не в его начале. Но совсем рядом,  на другом берегу теперь незаметной балки, расположено местечко, с которого начался Ростов-на-Дону. И возраст этого местечка больше, чем тот, который мы привыкли праздновать в день города. 
Итак.
7 января 1712 года. Последние русские обозы под присмотром турецких дозоров  покидают Азов. По условиям Прутского договора, который Россия вынуждена была подписать, чтобы избежать позора пленения армии и царя, на оставление Азова и Таганрога отводилось 6 месяцев. Но по нашему вечному обычаю  тянули до последнего, но чуда не случилось, и покидать оба города пришлось в спешке.  

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Одним из последних из азовских ворот выехал обоз, груженый бревнами разобранной Богородицкой церкви. Беженцы расселялись понемногу по всей России, но те, кто был по разным причинам привязан к нижнему Дону, уехали недалеко, до первого обжитого места на Российской территории. Напомню, согласно упомянутого Прутского договора, граница между Российской империей и Оттоманской Портой проходила по рекам Дон и Темерник. И ближайшим к границе селением на нашей территории был рыбацкий поселок "ПолУденный стан", или просто ПолУденка. 
Здесь и остановилось большинство беженцев из отданных туркам городов. Здесь и церковь привезенную с собой поставили.
Чтобы представить сейчас, где  было это место, надо прийти в нижнюю часть ул. Нижненольной.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Здесь  среди сельской одноэтажности  очень неожиданно выглядят несколько домов, построенных известным ростовским архитектором Львом Леонидовичем Эбергом. 

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Все дома, построенные отцом и сыном Эбергами- украшение города, и достояние города. Но здесь, на месте первого ростовского поселения, выглядят удивительно. А если бы не мешала застройка, то открывался бы прекрасный вид на задонье. Что в то время было и полезно, не забывайте, что за рекой была Турецкая территория, населенная ее воинственными вассалами.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


О жизни обитателей Полуденки известно мало, почти ничего. Понятно, что не прошло незамеченным в слободе, значительную часть жителей которой составляли купцы, основание Темерницкой таможни весной 1750 г. Тем более, что уже в 1751 г. те купцы, которые обитали до этого в Аннинской крепости, переселились поближе к границе, к таможне.
И конечно, жизнь Полуденки изменилась кардинально, когда осенью 1761 г. началось строительство Димитриевской крепости. Поселок превратился в крепостной форштадт.
На следующий год, в 1762-м г. в Полуденке появилась новая Рождественская церковь, взамен обветшалой. Что явно связано со строительством крепости.
А к 1778-му г. жители форштадта построили третью церковь. И жить бы им с ней многие годы счастливо, но в декабре следующего 1779-го  года  первые повозки переселенцев из Крыма прибыли на Дон. И жителям Полуденки пришлось сниматься с насиженного места.
Большинство из них переехали недалеко, в другой крепостной форштадт - солдатский.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Туда же перевезли новую еще церковь. Она, перестроенная, до сих пор стоит на своем месте. Знакома всем.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


фото с сайта Photosight.ru
А старую церковь жители слободы - форштадта успели продать. Что было обычным явлением в то время. Покупателями стали малороссияне с Миуса, из села, которое сейчас зовется Николаевкой. В 1782 г. "переселенка" из Полуденки была освящена, но простояла недолго, сгорела. Сейчас на ее месте стоит Никольская церковь. Такой я увидел ее туманным вечером несколько лет назад.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Есть сведения, что жители Полуденки, покидая обжитое место, собрались поставить на месте вывезенной церкви памятный знак в виде сруба с крестом, дабы святое и намоленное место "ногами человеческими и скотом попираемо не было". Но нет точных сведений, было ли это сделано.
Воспользовался реконструкцией, которую когда-то сделал Сергей Poruchik. Контуром обозначены примерные границы Полуденки в 1750-м и 1779-м гг. А территорию, пострадавшую от пожара 21.08.2017 дорисовал сам, ориентируюсь на сведения из сети.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.
 

Ольга (25.08.17 22:05)

Спасибо, Андрей!Хоть и не ростовчанка, интересно))

Stanichnik (26.08.17 18:38)

Буду стараться и дальше))

Юрий (27.08.17 18:11)

История Свято-Никольского прихода с. Николаевка http://my-credo.ru/?cpage=1&page_id=5

Ирина (28.08.17 14:13)

Спасибо огромное за интересный рассказ об истории нашего города ( особенно с иллюстрациями ) ! Интересно сравнить старину и современность !

Stanichnik (28.08.17 20:01)

У нас тут много интересного)))

Евгений (26.09.17 15:26)

Здравствуйте, Андрей! Я подумал, что Вас это заинтересует.
Это ссылка на Альбом видов Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 19 века: http://ymorno.ru/index.php?showtopic=77690&hl=%E0%EB%FC%E1%EE%EC
В конце альбома есть несколько интересных видов Ростова и Таганрога.

Stanichnik (27.09.17 06:11)

Спасибо Евгений! Хотя серия известная, но она здесь к месту. И на нее каждый раз смотишь по-новому. То заметишь роскошную грязь у памятника Александру, то необычный вид развалин Тоицкой крепости. 

Эдуард Вартанов (10.10.17 18:51)

Уважаемый Андрей Олегович, из общения с Лусегеном узнал, что вы заинтересовались былым местоположением Полуденской «Во Имя Рождества-Богородицы» церкви. В четверг обещают теплый солнечный день, и я планирую быть в том краю вместе с Е.И. Малаховским – мы еще раз попытаемся разгадать «никольско – успенскую аномалию» (см. РОСТОВСКИЙ СЛОВАРЬ – сайт). Пишите на eddo@rambler.ru если надумаете присоединиться - уточним время. Ваш  Эдуард Вартанов

Эдуард Вартанов (15.10.17 19:02)

Коротко о выходе в «приполуденскую» Старую Нахичевань в минувший четверг: полный облом!... Прошлись по ул. Никольской – Успенской (бывш.). В глубинах дворов нашли и поспрашивали стариков. Но уперлись в  порог: «после войны», что было «до», не помнит никто, Из уточняющих бесед поняли, что здесь даже древнейшие аборигены - пришлые. Коренных нахичеванцев, увы! - нет… Есть, к счастью,  Малаховский, но  и он от бессилия объяснить нахичеванскую аномалию, легко соглашается с утверждением об истоке тутошней бесовщины: она от Полуденки, от ее обидчивых демонов. 

Stanichnik (15.10.17 21:01)

А не обатили ли вы внимание на необычную подпорную стенку во дворе дома 56/60 или как его чаще называют, Дома водников. Она явно старше самого дома.

Stanichnik (15.10.17 21:07)

Вот эта стена. Ее сооружали не за один раз, самые старые ее части сложены из местного известняка и песчаника. Когда строили многоэтажки вокруг, ее просто наростили современным кирирпичем. Очень вероятно, что это следы Полуденки. Только не ясно, церкви или завода, что был рядом.

 

Игорь (17.10.17 09:45)

С большой долей вероятности - пивзавод.

Stefan (15.10.17 19:45)

Я совсем не понял, как можно найти место этой церкви. Может быть копия этой старой карты поможет...

Stanichnik (15.10.17 20:55)

Эта карта известная. Но привязать ее к современной, можно с большой степенью погрешности.

Stefan (16.10.17 19:38)

Вот еще такую нашел.

Е. Игнатова (19.10.17 17:59)

На месте Никольской церкви на 1-й линии, 50 б в Нахичевани построен дом водников архитектором Л. Л. Эбергом до войны. Перед самой войной заканчивалась его отделка,а во время войны он сгорел. В 1943 году после освобождения Ростова дом осматривала комиссия, в ее составе был сам автор - Л.Л. Эберг. Дом признали годным к восстановлению, но восстановили его к началу 1950 года. Первые жильцы заселились в январе. Источник информации: ГАРО Р-4329 оп.2 д.13 Документы по сироительству жилого дома Донского бассейнового управления пути МРФ по 1-й линии №50Б.

проект архитектора Л. Л. Эберга (послевоенный)
современный вид дома (1915.г)
Игорь (19.10.17 20:50)

Это несомненно так, Е.Игнатова, что касается Никольской каменной церкви. Но краеведы пытаются найти Рождественскую церковь, прородительницу кафедрального собора. По некоторым документам она стояла на месте Никольской, но неизвестно какой, деревяной или каменной. Известно, что первая деревянная Никольская церковь стояла южнее каменной. Но насколько - вопрос. И тут еще Эдуард Вартанович, в процессе поиска, обнаруживает "Успенско-Никольскую загадку" с переменой названий улиц, что тоже влияет на расположение места.

Я придерживаюсь мнения, что Никольская деревянная церковь была построена на месте перенесенной Рождественской, и это место в пределах сквера 1й Пролетарской, между домами №56 и №58. Хотя принимаю, что есть еще минимум 4 места где она могла стоять, и минимум одно документально подтвержденное.

Stanichnik (20.10.17 05:41)

Сил нет как хочется вмешаться в ваш разговор про Полуденку, но совсем нет времени, дописываю статью про Понтикапей. Чуть-чуть осталось и тогда брошусь в бой и все вам объясню :)))

Игорь (24.10.17 16:14)

О, Елена Петровна, я не знал, что Вы вхожи в дом Эбергов! Может Вы подробнее расскажите о квартале речников? В частности и о здании Водного коледжа? И о втором доме речников №60 ?

Е. Игнатова (24.10.17 16:52)

Здравствуйте, Игорь! К сожалению, я знаю только об одном доме, описанном выше.Я занимаюсь, в основном, домами, построенными Эбергами. В одном из личных листков Эберга-младшего указаны два жилых дома речников на 1-й линии, но документально подтвержден только один. Несмотря на то, что общежитие речников, расположенное ниже, очень напоминает здание с кондитерской "Золотой колос" (тоже проект льва Эберга), нет доказательств, что он его проектировал. Знаю, что строилось оно в два этапа: сначала корпус, выходящий торцом на 1-ю линию, а позже его вторая часть. Что касается водного колледжа, то, кроме того, что оно построено в 1933 году в стиле "конструктивизм", больше ничего не могу о нем сказать.

Игорь (24.10.17 18:10)

Спасибо большое, Елена Петровна. А так же за то, что Вы делаете для памяти Эбергов.

Эдуард Вартанов (16.10.17 21:40)

Два пояснения (чтобы не заблудиться в полуденской теме):

а) планировщики Нахичевани привязали ее застройку к уже существующей полуденской уличной сети, в т. ч. к ее продольным улицам (ныне Федоровская, Пролетарская и Листопадова), что вели к площадке, на которой стоял полуденский Рождества-Богородицкий храм.  Полвека назад эту площадку,  спасали от застройки старики – нахичеванцы. На моих глазах они «кидались» под бульдозеры и потому сегодня это место сохранилось, отбортовано и находится метров на 200 выше «дома водников». Хорошие объемные снимки у меня не получаются, здесь нужен дрон и солнечный день.

б) Никольско – Успенская загадка, хотя - по мнению мистиков - примыкает к тайнам Полуденки, но никак не к его храму и его месту на картах.  Про это прилагаю мою статью в «вечерке» от 18 августа с.г.

                   Никольско-Успенский картографический феномен старой Нахичевани.

      Нахичевань рождалась по воле властей как образец спланированного и лишь затем освоенного городского пространства. Рациональность ее застройки и правильная геометрия жилых кварталов впечатляет и уже третий век, в отличие от Ростова, остается неизменной. При этом межквартальная сеть города, в первое его столетие, никак не была поименована и дома, выходившие фасадом на улицу, не имели какой либо нумерации. Для адресации почтового послания, достаточно было указать фамилию домовладельца. 

     Нахичеванские улицы получили свои имена лишь в последней четверти 19 века. Те, что вели к Дону, назвались «линиями» и стали узнаваемым брендом Нахичевани, счастливо сохранившимся до наших дней. А те, что шли вдоль донского берега с запада на восток, получили имена храмов, что выходили на них парадной стороной. В стародавние времена так было заведено: улица, ведущая к храму, всегда называлась его именем. А если, вблизи или вдали, стоял на той же улице иной храм, то лицом он обращался на свою улицу, с его именем.

     Лишь две улицы в донской Нахичевани – Никольская и Успенская, решительно выпали из веками освященного порядка. Случилось это в «дооктябрьские» времена и поэтому не будем искать в том антирелигиозную подоплеку. Однако найти иные разумные объяснения тоже пока не удается. Во многом потому, что «никольско – успенская» аномалия слишком глубоко погружена в источники, в массив нахичеванских хроник, планов и карт.

     Так, если мы обратимся к авторитетнейшему академику О.Х. Халпахчьяну, то в его книге «Архитектура Нахичевани – на – Дону» обнаружим план города от 1890 года и такой текст: «5 марта 1875 года городской управой был принят план Нахичевани с обозначением предполагаемых названий улиц, в котором продольные улицы стали называться по расположенным на них храмам, а поперечные … линиями». По странности, академик не объясняет, что своим утверждением он противоречит приведенному им же плану, где к Никольской церкви ведет не Никольская, а Успенская улица, а Успенский храм показан на улице Никольской.

     Адресные книги «ВЕСЪ РОСТОВЪ» за 1896, 1897 и 1898 годы тоже показывает план Нахичевани, где улицы Никольская и Успенская правильно ведут себя к одноименным храмам. Но  уже через десятилетие это справочное издание тоже поддается необъяснимой бесовщине и на публикуемых планах города начинает тасовать местами эти две улицы.

     Та же подмена улиц и их отрыв от храмов виден и на плане Ростова изд. ГГУ ВСНХ СССР в 1931 г.   

     Еще большая туманность закачивается в нахичеванскую картографию в наши дни. И это понятно, ведь со времен советизации, улицы Нахичевани не только переименовывались, но и давно уже не ведут ни к каким храмам. Понятно и то, что современные издания вынуждены черпать информацию из источников столетней давности, тех самых, что породили нахичеванский феномен.

    Так, в книге «ДОНСКАЯ АРМЕНИЯ» (изд. «Старые русские», 2007 г.) на стр. 25 приведен план Нахичевани с досоветскими и современными названиями улиц, где на интересующем нас юго-западном краю города они показаны в такой последовательности:

1-я Соборная ул. (Советская),

1-я Георгиевская ул. (В. Закруткина),

1-я Федоровская ул. (Мясникова),

1-Никольская ул. (Листопадова),

1-я Успенская ул. (1-я Пролетарская).

     Порядок улиц нисходящих к Дону здесь безупречен до тех пор, пока мы смотрим на старые имена - они правильны и идут к некогда стоявшим на них одноименным храмам. Но если мы обратим взгляд на современные, взятые в скобки их имена, и сличим их с тем, что показывают «яндекс карты», то с изумлением увидим, что к уличной интриге столетней давности теперь подключились современные - 1-я Пролетарская и Листопадова. Как и их предшественницы – Никольская и Успенская, они никак не желают определить  подобающее им место на плане города.

     В том же издательстве «Старые русские» недавно увидели свет мемуары И. М. Келле-Шагинова, известного Ростово – Нахичеванского думского деятеля давних лет. В книге есть глава, посвященная нахичеванской «распланировке», где Иван Матвеевич выступает не только как старожил и уроженец Нахичевани, но и как специалист: по думскому поручению он лично обходил и описывал все подворья и строения города на предмет их оценки для взимания налогов.

    Казалось бы, вот тот квалифицированный авторитет, который внесет ясность в нахичеванскую картографию. Но нет, и здесь в авторское изложение вторгается фатальное наваждение, и мы читаем: «… затем, на юг от Собора, по линии Георгиевской церкви,… прошла Георгиевская улица. Вслед за этой улицей по южной линии Успенской церкви – будущая Успенская улица, далее, по линии Никольской церкви – будущая Никольская улица, а еще южнее – улица Федоровская». Здесь, следует порадоваться лишь за Никольскую улицу: она таки идет правильной дорогой к своему храму. Но зато ближние ей - Федоровская (ныне Мясникова) и бывш. Успенская не только поменялись местами, но и окончательно оторвались от привязки к некогда бывшим на них церквям.                                                                  

    Конечно, следует согласиться с теми, кто скажет, что для наших дней разгадывать истинное расположение улиц старой Нахичевани – бессмысленная и праздная казуистика. Но это соображение никак не подходит для архивистов – исследователей, или для тех коренных нахичеванцев, кто озаботится поиском родового домовладения и его адресации.

    Так, автор этих строк полвека ищет дислокацию фамильного особняка легендарного нахичеванца Вартереса Тер-Крикорова – отца архитектора с мировым именем Марка Григоряна, и к нашим дням вынужден признать, что в «никольско – успенской» путанице утратилась всякая надежда определить его точный и документированный адрес.                                                      

 При том, что сам дом визуально существует, к нему можно подойти и даже потрогать его руками.  Эдуард Вартанов

Игорь (17.10.17 14:38)

Полностью согласен с Э.В.В

Игорь (18.10.17 11:14)

Ну, заодно и Сурб Геворк

Stanichnik (17.10.17 19:50)

Эдуард Вартанович, Игорь, я ваши исследования оформлю отдельной статьей.

Игорь (18.10.17 17:38)

Более точная привязка показывает, что дом Эберга №56 (бывш 50-Б) стоит точно на месте каменной Никольской церкви (41 на плане) построенной севернее первой деревянной. А первая деревянная Никольская вероятно стояла на месте Рождественской. ЭВВ имеет ввиду скверик между домами №56 и №58

Игорь (20.10.17 11:08)

Позвольте поделиться более точным планом Полуденки в 1768г, на основе плана Ригельмана, который, на удивление, оказался весьма точным.

Кладбище обозначено с более ранней схемы 1767 генерала Медера. Кстати, на схеме Медера везде бОльшими крестами обозначены церкви.

Игорь (21.10.17 14:59)

Не идет из головы Рождественская церковь. Пришла мне идея, весьма умозрительная, памятный знак, таки, был установлен. «дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было». Начнем издалека. Всем извесна схема Нахичевани прожектированная в 1811г. Она интересна (в нашей плоскости поисков) тем, что на ней указаны "Строения подлежащие слому и переносу" (означены черным цветом). Но один артефакт, не смотря на политику спрямления и упорядочиния, не обозначен. Вот он.

Игорь (21.10.17 15:05)

Так же он присутствует на карте, предоставленой широко известным в узких кругах Alex777, и находиться в пределах забора Сурб Никогос. Есть еще план района, показывающий территорию Сурб Никогос, он ниже.

Игорь (21.10.17 15:13)

Как мне кажется))) остался и краеугольный столб от ограды церкви Сурб Никогос. Вот он. (И Stanichnik в чем то был прав со стенкой за домом водников)

Игорь (21.10.17 15:19)

Так вот, арефакт, который не собирались сносить и который распологался на юго-восточном углу территории Сурб Никогос, и есть тот памятный знак о месте церкви Полуденки Рождества Божей Матери. Как не удивительно, это место просматривается и на фото Люфтваффе. Качество конечно не лучшее, но заметен дух артефакта и ограду вокруг него.

Игорь (21.10.17 15:38)

И если все так, то моя кочка зрения - памятный знак церкови полуденки Рождества Божей Матери должен быть здесь.

Игорь (21.10.17 19:46)

И самое интересное, похоже улица, сейчас 1я Пролетарская, от 1й Линии и минимум до 23й линии, до Успенской церкви, проходила метров на 20 южнее, ниже к Дону в 1811 году.

Игорь (24.10.17 17:16)

Наткнулся в сети на снимок Любви Феоктистовны Волошиновой. http://rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/lyubov_i_vera_volos...

Похоже она что-то знает.

Эдуард Вартанов (29.10.17 08:01)

Люба тоже в плену нахичеванской аномалии, с ее подачи Старцева вставила карту в «ДОНСКУЮ АРМЕНИЮ».

Эдуард Вартанов (24.12.17 20:49)

Докладываю: начала обретать реальность идея установки памятного знака в точке начала Ростова. Днями был выход РО ВООПиК на место Полуденской церкви, осмотр, съемка. Обещаю информировать актив МЕОТИДЫ о движении дела. Впереди череда согласований, но к исторической справке нет хорошей выкопировки с учетом рельефа, жду на eddo@rambler.ru умельца вытянуть ее из кадастровой карты.

Stanichnik (25.12.17 21:45)

Будем ждать новостей. Очень интересно.

Саня (26.02.18 11:20)

Трудно поверить, что колония землянок рыбаков Полуденого стана могла быть так хорошо распланирована, что её планировка легла в основу плана города Нахичевани. Здесь просматривается рука инженера, хорошо знавшего особенности этого места. Да и место не простое – возле крепости.
В «Истории города Ростова на Дону» А.М. Ильина (1910г) читаем:
« Город Нахичевань был основан на месте Полуденского форштадта,**который считался самым лучшим предместьем Дмитриевской крепости. Полуденский форштадт был расположен к востоку от крепости. Население его составляли торговые люди и переселившиеся сюда после мира с Турцией в 1774г новодонские казаки и волонтёры, упразнённой милиции, образовавшейся в военное время.
** Жители именовали его просто Полуденкой»

Значит, это был форштадт, крепостной форштадт. Открываем план крепости Святого Димитрия Ростовского А.И.Ригельмана 1768г. Есть этот форштадт! Расчерчен, привязан к местным балкам. Но самое удивительное, что улицы и кварталы этого форштадта, совпадают с современными улицами и кварталами Нахичевани, привязанными к этим же балкам.

А улицы крепости совпадают с современными улицами Ростова. И план крепости, и план Полуденского форштадта - это единое городское пространство современного города Ростова на Дону.
Может, на месте Полуденского форштадта и были когда-то землянки рыбаков и пришлого люда, но планировка будущих кварталов Нахичевани была заложена в плане крепости и её форштадтов. А реализовал этот план Александр Иванович Ригельман – военный инженер, историк, большой знаток Донского края, устроитель крепости Святого Димитрия Ростовского.
Читая «Ведомость и географическое описание крепости святого Димитрия Ростовского» А.И. Ригельмана удивляешься широте и дотошности описания местности вокруг крепости:
«О селениях, отсутственных от крепости, а в крепостных однако ж дачах находящихся.
Поселения находятся в крепостных дачах. При реке Тузлове - деревня однодворческая называемая Каменный Брод, в расстоянии 20 верст. А ниже крепости, при реке Доне, в 4-х верстах - Гниловский стан, от которого на 8 верстах по оной реке на низ же несколько состоит хуторов и рыбных ватаг ведомства Донского и крепостных обывателей. Также и по Мертвому Донцу на низ, до самого моря, верст более двадцати, разных людей 2 хутора. А выше крепости в пяти верстах при Доне же [находятся] стан Роговский и Аксайское селение в одиннадцати верстах, названное по тутошним аксайским горам и реке»
И никакого Полуденного стана. Значит, Полуденка появилась позже и построена она была Ригельманом в 1763г.
А в книге М.Б. Краснянского «Прошлое Ростова на Дону по городским планам» 1912г изд. читаем:
«С устройством крепости Темерницкая Таможня заполняется семействами казаков-доломанов, приглашённых защищать крепость от турецких набегов и с того времени имя Темерницкой Таможни исчезает из официальных бумаг и заменяется названиями «Доломановский форштадт», «Доломановка», «Казачья слобода» и т.д. Таким образом, волею судеб, первое в Ростове поселение требует себе для защиты укрепления, а потом, когда укрепление устроено, поселение превращается в первый форштадт крепости. Далее устраиваются форштадты – Полуденный в 1763г и Солдатский или Купеческий в 1765г»
То есть планировка нашего города обязана планировке форштадтов, существование которых было заложено планом крепости. Не строились крепости в чистом поле без форштадтов. Форштадты должны были обеспечивать жизнедеятельность крепости. И подтверждение этому находим в «Ведомости» А.И. Ригельмана:
Сколько какого публичного и партикулярного строения:
Звание строений Число строения деревянного
Внутри крепости Вне крепости ВСЕГО
При крепости святого Димитрия церквей
- Соборная 1 - 1
- Приходских 1 6 7
Итого 2 6 8

- Богаделен - 2 2

Казенного строения
- Арсенал артиллерийский 1 - 1
- Инженерный деловой двор с цейхгаузом и магазином18 1 - 1
- Деловых дворов батальонных - 4 4
- Артиллерийский 1 - 1
- Цейхгаузов батальонных 4 - 4
- Морской 1 - 1
- Магазинов провиантских 7 - 7
- Погребов пороховых 7 - 7
- Портовая таможня - 1 1
- Пакгауз19 - 1 1
Итого 22 6 28

Жилого
- Казарм 28 - 28
- Гауптвахта 1 - 1
- Кордегардия20 7 1 8
- Дежурная 1 - 1
- Гарнизонная, четырех батальонов, артиллерийской и инженерной команд, казацкая Азовского полка, канцелярий 8 - 8
- Школы – гарнизонная и казацкого Азовского полка 1 1 2
- Лазаретов 2 4 6
- Острог 1 - 1
- Бань - 5 5
- Кузниц 2 4 6
- Землянок 2 4 6
- Питейных домов 2 4 6
- Ратуша - 1 1
Итого 54 24 78

- Дом обер-комендантский 1 - 1
- Дворов штабских 7 - 7
- Обер-офицерских 21 - 21
Итого 29 - 29

Партикулярного строения
- Лавок купеческих 27 8 35
- Выходов 2 4 6
- Мясных полков - 13 13
- Харчевень 4 - 4
- На бирже торговом магаз[ин]ов - 37 37
- Амбаров - 7 7
- Кузниц - 11 11
- Бань 4 6 10
Итого 37 86 123

Дворов
- Покойного генерал-майора Краснощекова - 1 1
- Штабских21 - 2 2
- Обер-офицерских 6 43 49
- Унтер-офицерских и капральских - 51 51
- Солдатских - 508 508
- Артиллерийских служителей - 65 65
- Инженерных 3 15 18
- Казацких - 338 338
- Старшинских - 14 14
- Обывательских - 36 36
- Поповских 3 5 8
- Причетниковых22 2 - 2
- Дьяковских 1 1 2

- Отставных - 47 47
- Греческих 1 2 3
- Купеческих - 51 51
- Маркитантских 2 - 2
- Разночинских 2 16 18
- Малороссийских - 50 50
- Донских казаков - 3 3
- Вдовьих - 45 45
Итого 20 1293 1313

Садов виноградных и с деревьями фруктовыми
- Церковных - 2 2
- Генерал-майора Краснощекова - 2 2
- Донского казака - 1 1
Итого - 5 5
В крепости святого Димитрия
Улиц продольных 7 11 18
Поперечных 7 19 26
Итого 14 30 44

Сейчас краеведы ищут место, где была Полуденская церковь, перевезённая якобы из Азова в январе 1712г азовчанами в район теперешних улиц: Нижненольной и 1-й Линии. В «Ведомости» Ригельмана читаем:
«О выше значущихся же крепостях и крепостцах, по первому их до разорения состоянию примечать должно:
А по бывшей в 1711 году с турками в молдавской земле при Пруте-реке полевой баталии и по замирении с ними [турками], [город Азов] им по-прежнему возвращен со всем вышеписанным устроением. Гарнизон же выведен в бывший тогда на Дону старый Монастырский транжемент, который еще до взятия Азова построен был ниже города Черкасска в 4-х верстах»
У А.М.Ильина в «Истории города Ростова на Дону» (1910г) тоже самое:
«После Прутского мира жители Азова и Таганрога поселились на Дону в месте, где в него впадает Темерник. Ближайшее жильё – Монастырское урочище, которое находилось в 7верстах ниже по Дону от ст.Черкасской. Вот его-то и начал укреплять Пётр1, т.к он был единственным стратегическим пунктом на юго-востоке России. Здесь издавна был русский ретраншамент. Сюда были перевезены пушки из Азова и здесь был поставлен гарнизон. Место было не удобное, т.к. ежегодно заливалось при весенних разливах.
Но этого укрепления было недостаточно, так как с оттеснением русских от берегов Азовского моря снова к левому берегу Дона подошли турки, татары, ногайцы и другие подданные турецкого султана.
Присутствие враждебных народов заставило русское правительство озаботиться устройством более сильной крепости.»
Там же
«Местность же, где ныне находятся города Ростов и Нахичевань, была совершенной пустыней. Хотя поселения выходцев из Азова и Таганрога после 1711г и продолжали здесь существовать, но прочной оседлости они не имели, так как их постоянно беспокоили татары, ногайцы, турки и другие, обитавшие здесь народности. Неоднократно приходилось бросать свои насиженные места и удаляться, спасаясь от набегов хищников. Со времени же устройства крепости Св. Анны здешние русские поселения получают прочную оседлость.»
Не было в этом месте в 1712г никакой церкви. Место-то было совсем неспокойное. И если бы азовчане переносили свою цековь, то, наверное, быстрее всего в Монастырское урочище, куда был выведен гарнизон Азовской крепости. И у Ригельмана на плане 1768г Полуденского форштадта она не обозначена, хотя в Доломановском и Солдатском форштадтах есть. Не мог Ригельман с его-то дотошностью не указать её, даже, если бы это часовенка была.
Но в «Истории города Ростова на Дону» А.М. Ильина (1910г) есть про Полуденскую церковь:
«…население же Солдатской слободы особенно возросло после основания гор. Нахичевани: все торговые люди Полуденки переселились в Солдатскую слободу, куда с разрешения архиерея перенесли и свою Полуденскую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.»
И всё это произошло
«…по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу от 1779г, которым приказано было торговым людям Полуденки перейти на жительство в Солдатский форштадт крепости Св. Дмитрия».
То есть, церковь эта не бывшая азовская, а полуденская, построенная гораздо позже 1712г, где-то между 1768г и 1779г.

план крепости Св.Димитрия Ростовского А.М. Ригельмана 1768г
Наложение плана Ригельмана 1768г на современные улицы Нахичевани
Наложение плана Ригельмана 1768г на современные улицы ростова на Дону (район бывшей крепости и Полуденского форштадта)
Саня (26.02.18 11:44)

Из "Ведомости" Ригельмана 1768г в виде первоисточника

продолжение таблицы
Stanichnik (26.02.18 19:31)

Саня! Это очень интересно. Вы бы выставили этот материал в виде отдельной статьи. Это стоит сделать.

Игорь (27.02.18 12:28)

Вобщем, Саня может и прав. Логика проста. У меня всегда вызывали когнитивный диссонанс землянки рыбаков и прямые улицы Полуденки.

Stanichnik (26.02.18 20:22)

Почему дисонанс? Рыбачий поселок или как тогда писали ватага, мог вполне со временем вырасти в аккуратный форштадт. И главное, что надо помнить, карты того времени скорее отражали желаемую ситуацию чем действительну. Они часто служили единственными отчетными документами за потраченные государевы деньги. 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка