Коммуна "Сеятель" и лесополосы из Америки

Я не знаю, что меня заставило взять в руки книжку, написанную председателем колхоза имени XXII партсъезда Михаилом Ивановичем Мамоновым, с казенным названием «Глубокие корни». И уж тем более не знаю, что заставило читать ее. Потом читал, не отрываясь, и испытал то же чувство, которое  испытал когда-то, читая «Остров Крым» Аксенова. Чувство неизвестного и фантастического прошлого. Но в «Крыме» это был чистый вымысел, а здесь документальная правда. 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Первые же выходные, и мы в самых-самых Сальских степях, на реке Средний Егорлык.
Под нами поселок с названием поэтичным и авангардным - "Сеятель Северный". Там, за горизонтом, на берегу Среднего Егорлыка, его младший брат - "Сеятель Южный".

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


А между ними самый привычный для нашего края пейзаж - лесополосы. Две улицы Южного Сеятеля  в левом нижнем углу этого снимка.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Пейзаж привычный, но примечательный тем, что это первые в СССР ветрозащитные лесополосы, массовая посадка которых начнется в стране только в 50-х, 60-х.
А здесь на Егорлыке, в Сальском районе,  их начали сажать еще в 1932-м. Сажали эти лесополосы члены сельскохозяйственной коммуны "Сеятель". Сажали трудно. Первые посадки погибли под жарким ветром. На следующий год посадки поливали, подвозя воду на телегах в бочках.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



Сеть лесных полос расположена так, что ими окаймлены все поля. С севера на юг через каждые 480 метров шагают одинадцать рядов лесополос, а с востока на запад перпендикулярно им идут еще шесть рядов. Деревья в лесополосах выстроились в 13 ! линий: в трех - главные породы, в четырех - сопутствующие и в шести кустарниковые. Так создается ажурно-продуваемая конструкция. В качестве главных пород высаживались акации белые, ясень зеленый, дуб и гледичию.
Я глазам не верил, когда, сидя в уютной сельской библиотеке, читал эти строки. Мне  кажется, я с детства брожу по лесополосам и не встречал более скучного природного объекта, чем они, состоящие из нескольких одинаковых рядов убогих акаций с подлеском из буйных сорняков. А тут "ажурно-продуваемая". Я что-то важное в жизни пропустил. 
Дальше больше. В книге по истории сельского хозяйства Сальского района,  изданной в 1952 г., нашел описание землеустройства в Сеятеле.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



Осенью 1940 г. в артели было проведено полное внутрихозяйственное землеустройство. Колхоз ввел два бригадных паралельных 12-польных севооборота по 1560 гектаров в каждом, со средним размером поля 130 га. Чередование культур в этих севооборотах было установлено следующее.
1. Пар черный удобренный.
2. Озимая пшеница.
3. Ячмень с подсевом многолетних трав.
4. Многолетние травы.
5. Многолетние травы.
6. Яровая твердая пшеница.
7. Озимая пшеница.
8. Пропашные ( подсолнечник, кукуруза, бахчи)
9. Яровая пшеница.
10. Пар черный.
11. Озимая пшеница
12. Ячмень и овес.

Это полевой севооборот, а был еще кормовой. Его  для краткости описывать не буду. 
Я привык видеть на полях две культуры, пшеницу и подсолнечник, иногда больше похожый на ромашки из-за истощения полей. А тут 12-польный севооборот. Тут уже не я, тут уже страна  что-то важное пропустила.
Что же за Сеятель такой? И откуда он взялся?
По-порядку.
В 1921 году на Советскую Россию обрушился голод, как результат всей ее предидущей истории.  
В этой ситуации  вождь мирового пролетариата обратился к зарубежным трудящимся за помощью. Больше не к кому было.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



 6 августа 1921 г. газета "Правда" опубликовала этот призыв.
"В России в нескольких губерниях голод, который, по-видимому, лишь немногим меньше, чем бедствие 1891 года.
Это - тяжелое последствие отсталости России и семилетней войны, сначала империалистской, потом гражданской, которую навязали рабочим и крестьянам помещики и капиталисты всех стран.
Требуется помощь. Советская республика рабочих и крестьян ждет этой помощи от трудящихся, от промышленных рабочих и мелких земледельцев.
Массы тех и других сами угнетены капитализмом и империализмом повсюду, но мы уверены, что, несмотря на их собственное тяжелое положение, вызванное безработицей и ростом дороговизны, они откликнутся на наш призыв"

И нашлись люди, которые откликнулись. Прежде всего, это были граждане САСШ из города Сиэтла и Финляндии.  Некоторые из них были эмигрантами из Российской империи, у некоторых не сложились дела  в Америке, которая  в то время стояла на пороге большого кризиса. 
Как бы там ни было, 13 октября 1922 г.  88 коммунаров 11-ти национальностей прибыли и обосновались в открытой степи между Сальском и Целиной. Жилья не было никакого, женщин и детей оставили на станции Целина, и начали обустраиваться. 
А спустя 42 года и 17 дней, 30 октября 1964 г. коммуне "Сеятель", которая в то время уже называлась колхозом им. XXII партсъезда, было присвоено звание Коллектива коммунистического труда. Первому в нашей области. При всей ущербности и идеологизированности системы социалистического награждения  этот успех невозможно переоценить. Тем более по сравнению с другими колхозами, выросшими на базе столетиями существовавших станиц и поселков.
Местные краеведы утверждают, что коммунары приплыли из Америки на пароходе "Эстония". Кстати, бухгалтерская документация в первые годы  в коммуне велась на английском языке.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Я здесь должен сделать отступление и поблагодарить тех людей, которые встретили в поселке бродячую копанию  Меотиды и, отложив все дела, рассказывали и рассказывали нам историю своей малой родины, показали все, что есть в библиотеке, в школьном музее, а потом поехали с нами на кладбище, к памятнику трактору, в колхозные мастерские и к другим достопримечательностям поселка.
Благодарим:
Директора школы Анжелику Михайловну, ее заместителя Марину Анатольевну, библиотекаря СДК  Ирину, казаков, собравшихся возле нас у клуба, рабочих в мастерских, строгого сторожа в бригаде  и всех, кто нам встретился в этот день.
После общения с жителями поселка я изменил свое мнение по поводу источников успеха этой сельхозартели.
А прежде, прочитав все, что смог найти в ДГПБ, я пришел к выводу, что у коммунаров сложилось все так хорошо, прежде всего, благодаря поддержке властей и умело организованной системы подсобных производств, приносивших в хозяйство живые деньги.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.

 

Еще до войны в колхозе появилась своя мельница и крупорушка. Организованы виноделие, колбасное производство, хлебопечение, сушка фруктов и т.д. Были открыты колхозная столовая, прачечная, сапожная и портняжная мастерские.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Подсобные предприятия обслуживали крупное колхозное строительство и перерабатывали некоторые виды сырья, удовлетворяли личные нужды колхозников.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



Колхоз получал от подсобных предприятий большие денежные доходы.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



Они повышали производительность труда колхозников, укрепляли общественное хозяйство, в значительной мере способствовали повышению материального и культурного уровня жизни колхозников.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Следующие цифры по трудодням  я приведу без комментариев. Мне не с чем сравнивать и я не совсем понимаю, что такое 465 трудодней в год?
Средняя выработка колхозника в 1940 г. составляла 465 трудодней. Денежный доход колхозника в 1940г. составил 2603 р.
На каждый трудодень в 1940 г. было выдано по 5 р. деньгами и по 5,5 кг. зерна, 100
граммов овощей, 40 граммов вина, мед, шерсть и другие продукты

Тракторист Анатолий Корнеев везет домой продукты, полученные им по трудодням

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Важнейшее значение для колхоза имела электростанция. Она давала энергию для подачи воды, для многочисленных подсобных предприятий, бытовых и культурных учреждений и для освещения всех административных, культурно-бытовых, производственных помещений и квартир колхозников.
Мельница и другие производственные помещения «Сеятеля» и сейчас выглядят достойно.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


А в мастерских,


Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Где как в музее.


Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Бережно сохраненные, стоят два станка, привезенные еще из Америки. Не просто стоят – работают. Это сверлильный. Дядюшка Скрудж хранил, как талисман, свою первую добытую монету. Те, кто живет трудом, берегут другие вещи.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Я стоял и не дышал от восторга возле этого чуда 19-го века.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Всего одна скорость вращения сверла. Но три скорости автоматической подачи шпинделя, регулируемый стол и высота шпиндельной бабки.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


И фрезерный. Нам включили оба станка. Работают, тихо, ровно, как положено. Не просто станок сберегли, а и делительную головку к нему.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Это фото из 50-х.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Еще строки из истории коммуны.   (в 30-х годах коммуна была переименована в колхоз им. Сталина)
Наряду с с основными отраслями сельского хозяйства колхоз имени Сталина организовал и построил ряд крупных подсобных предприятий. В первую очередь был построен механизированный кирпичный завод, продукция которого использовалась для колхозных строек. Была оборудована механическая и полностью механизирована деревообделочная мастерская с лесопильной рамой.
Построить кирпичный завод и полностью механизированную деревообделочную мастерскую с лесопильной рамой  без решения властей в то время было невозможно. То есть, поддержка государства была, и была она достаточно сильной.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.



В послевоенные годы колхоз имени Сталина значительно расширил садоводство и виноградарство, полностью восстановил и расширил подсобные предприятия: кирпичный завод, механические и деревообделочные мастерские, мельницу и крупорушку, маслобойку, винодельческий подвал, плодосушку и др. Электростанция колхоза выработала в 1948 г. 193,5 тыс КВТ.ч электроэнергии. Освещались все общественные здания и дома колхозников. 
В 1948 г. было построено 30 домов для колхозников. 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Какой колхоз без тракторов? Они главные герои на селе. И трактора в колхозе были и, как я понял, пользовались любовью. Первая сельхозтехника должна была прибыть вмести с коммунарами, но если люди быстро добрались до своей новой родины, то техника трагически опоздала. Много времени заняла доставка ее из портов до станции Целина. С этим связан один из трудных моментов в истории коммуны – в первый год посеяться не успели и некоторые члены покинули коммуну.
Но когда техника пришла, думаю, такому парку позавидовал бы любой другой колхоз. 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


В центре села стоит этот памятник. Я видел много подобных, но по техническому состоянию этот, несомненно, лучший.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


И этой надписи веришь безоговорочно.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


И памятник первой борозде в коммуне есть.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Обратите внимание: коммунары прибыли на голое место в степи 13 октября, а первая борозда была проложена 14-го. Иные бы неделю отдыхали и обмывали бы новое место.  В этом секрет успеха?

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Даже горельеф первого трактора.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Мимо школьного музея мы, конечно не прошли.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


И встретили там несколько чудесных экспонатов. 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


В одной из витрин заметил ключ. 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Он из Америки. Мог приехать только с первой сельхозтехникой в 20-х.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


А это устройство для посадки кукурузы нас удивило. Чего проще – бросил зерно в лунку и жди. Оказывается, нет.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Главное достоинство музея – множество старых фотографий. Я сельских музеев видел много. Отсутствие старых фото – их главная беда. То же можно сказать и по истории Великой Отечественной, мы ее во многом по немецким фотографиям знаем. Поздно фотоаппарат попал в руки простых людей у нас в стране. Да еще излишняя секретность и шпиономания свою роль сыграла. 
Здесь  много. Неужели из Америки привезли Кодаки?

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Причем много фотографий именно 20-х годов.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Хата - лаборатория, оцените.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Если там на радиаторе буква "S", то это Катерпиллер. Такому трактору могли позавидовать даже крупные стройки того времени.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Сельский магазин. На дальнем прилавке в правой части снимка, глазам не верю, стойка с кранами для продажи пива. Вот это "Сеятель".

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Кто-же им в 20-х годах в такой глухомани  лошадей фотографировал, когда в то время даже в городе фотоаппараты были только у профессионалов, державших ателье.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Простор до горизонта, лесополос еще нет. Значит, 20-е. Некоторые из персонажей этого снимка явно первый раз в жизни взяли в руки тяпки.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Я когда про два драмкружка прочитал, ничему уже больше не удивлялся.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


А когда узнал про эстрадный и духовой оркестры, понял, что не удивлюсь больше ничему и никогда.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Глядя на это фото, вспомнил про двух учеников 11-го класса в сегодняшней школе.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


И главное, был поражен, как в селе помнят и берегут память о первых коммунарах.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


Нас повели на кладбище и показали там их ухоженные могилы. Перечислю тех, кому удалось поклониться.

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.

Гендриксон Оскар Германович
Гендриксон Софья Яковлевна
Девис Тимофей Павлович
Биондич Матвей Данилович
Биондич Прасковья Егоровна
Маттила К.А.
Саулит Ю.Г.
Рыжикова Эльси Арневна
Пихлаяниеми К.А.
Вилениус Арви Иосифович
Тархала Айли Оскаровна
Нисканен Вилхо Элиевич
Дробот Никанор Николаевич
Дробот Анна Михайловна


В тихом читальном зале сельской библиотеки, который когда-то был таким, 

Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.


поспорили, в чем "глубокие корни" успеха коммуны. В поддержке влиятельных кругов в САСШ, в то время позиции левых сил там были достаточно сильны, в поддержке Советского правительства, которому было остро необходимо показать всему миру успех переселенцев, или в высокой сплоченности, взаимовыручке и трудолюбии коммунаров, или во всем вместе. Не решили. Да и надо ли?


Коммуна Сеятель основанная в 1922 г. выходцами из Америки и Финляндии в Сальском районе Ростовской области.
 

Sergey_A (02.04.18 23:29)

TWENTY ONE INCH DRILL

350 килограмм веса, в другом месте в смутные 90-е давно бы на металл сдали...

http://vintagemachinery.org/mfgindex/imagedetail.aspx?id=3067

Stanichnik (03.04.18 05:37)

Спасибо. Я по станкам хотел отдельную статью написать.

Сергей (02.04.18 23:56)

Собственными глазами видел в ремонтном цехе Селивановской маслофабрики (я там работал в 1977-78 гг. зольщиком и сварщиком) два немецких станка – токарный и фрезерный – со свастикой. И это не трофеи. Отец рассказывал (он в 60-е работал на маслофабрике главным механиком), что станки появились ещё до войны. И ещё. Леса у нас начали насаживать ещё в 1924 году. Саженцы и поливали, и пропалывали.

Stanichnik (03.04.18 05:36)

Леса или лесополосы? Это все же разные вещи. А импорт германского и другого оборудования был всегда, больше или меньше. ,Перед моими глазами сотни таких станков прошли.

Лусеген (03.04.18 09:42)

 

Станки великолепны!) Испытываю некоторое сакральное чувство к подобным вещам, как большой почитатель старых станков, где чугун в обилии)

Про то как немецкие станки в немалых количествах появились в СССР, есть очень хорошая статья Ю.Мухина, только вот не могу вспомнить как она называется.

Лесополосы должны быть продуваемы. Заросшие ветрозащитные полосы, не выполняют своё предназначение и более того - способствуют выдуванию плодородного слоя. Ветер, при встрече с заросшей лесополосой, не снижая скорости огибает препятсвие и резко опускается за ним, образуя завихрения и, стало быть, еще большую ветровую эрозию. 

Ветровая эрозия и невозможность севооборота в условиях мелколоскутного земледелия, вели к необратимой деградации почв.К началу 20-х урожали были мизерны.  Не займись Советская власть упорядочиванием полей, насаждением ветрозащитных полос, внедрением научного севооборота, плодородного слоя мы бы лишились. Те кто постарше и жил на селе, наверняка помнят, что такое сугробы из пыли. 

Благодаря системе земледелия разработанной Вильямсом, удалось естественным путем, за счет травопольного севооборота и ветрозащитных насаждений, значительно,  на порядки улучшить состояние почвы. До сих пор проедаем наследство, постепенно переходя от выращивания продуктов питания на естестественных почвах к гидропонике. Гидропоника не способна дать качественный - вкусный и полезный продукт.

Андрей, думаю ты ошибаешься на счет товарищей с тяпками. Найти человека не умеющего ловко орудовать инструментом, было проблематично. На борьбу с "зеленым пожаром" поднимался весь сельский народ от председателя до рядовых колхозников. Доставалось и кузнецу и воспитателям в детском саду и учителям и даже библиотекарям) Доводилось сидеть дома, когда воспитателей детского сада забирали на фронт) 

Stanichnik (03.04.18 19:56)

Спасибо за такое интересное добавление. И особенно, за то, что напомнил выражение "зеленый пожар". Помню, как пропаганда поднимала городское население на борьбу с ним. И стояли каждое утро автобусы у заводских проходных.

Эдуард Вартанов (04.04.18 08:02)

Похоже сеятели ленинского призыва были протестантской общиной. 

Андрей Станичник (04.04.18 11:07)

Эдуард Вартанович, это сенсация. Мне такая мысль даже в голову не пришла, потому, что нет ни каких признаков. Может быть в надгробиях что-то зашифровано? Поделитесь.

Лусеген (04.04.18 11:46)

Так половина фамилий прибалтийско-немецкие...

Игорь (04.04.18 12:26)

И церкви у них нет, хотя здание винодельни очень напоминает костел.

Эдуард Вартанов (04.04.18 15:23)

Сальскую степь издавна поднимали общины протестантов, Сальск и сегодня мощный их центр в регионе.

Кое какую конкретику видим на фото. За винодельней не костел, а молитвенный дом. Рядом с Буденным староста общины - пресвитер. Все в кепках – похожи на адвентистов. Хотя, судя по фото с музыкой, скорее баптисты. Большевики с 18 года под хорошие посулы изловчились заманивать их к себе. И пользовались до 29 года усердием сектантов как в труде, так и в борьбе с православием. А далее перемололи и их в жерновах ГУЛАГа.

Андрей Stanichnik (04.04.18 15:58)

Эдуард Вартанович, все, что вы говорите, вполне логично. Действительно так было. Не соглашусь только с тем, что за винодельней молитвенный дом. Есть другое фото этого здания, с противоположного ракурса и видно, что это надстройка. И построен цех был в 1950-м, тогда с сектантами уже ни кто не заигрывал. Хотя соглашусь, стиль надстройки вызывает вполне определенные ассоциации. И еще одно сомнение. Сейчас принято что называется поднимать на флаг такие истории. Сектантство, гонения на церкви, репрессии. А в Сеятеле нам рассказали об одном репрессированном - изобретателе устройства для посадки кукурузы, и то, он оставался убежденным большевиком и в лагере и когда вернулся. Повторяю ни каких намеков на религиозную принадлежность коммунаров я не встретил. Эх, зря я не зашел в маленькую церковь-новодел в поселке, может быть там, что-то знают. Сейчас буду писать тамошним краеведам.

Эдуард Вартанов (05.04.18 19:48)

Поясню: мой глаз в теме зацепило слово «коммуна». В этой истории что – то не так. Как говорили главреды былых лет, тема заявлена, но не раскрыта. Далее - тезисы.

Для совместного  труда с целью получения конечного продукта коммуна – наиболее вредное и совершенно излишнее образование. Объединенный труд хорош в товариществах, артелях, цехе и т.д., хотя, по теории «малых групп», внутри их тоже должны возникнуть точки напряжения.

Но было и бывает так, что люди одного, или обоего пола, окуренные религиозной (или иной) дурью, сходятся в коммуну и обобществляют стол, постель, детей. Для большевиков 20-х годов они оказались – но ненадолго - попутчиками, поскольку жизнь коммуной, пусть и сектантской, с отказом  от семьи, частной собственности и капитала, двигало человечество в одном с ними направлении: к коммунизму (замечу к месту:  который не получился, потому что не смог разрушить семью).

Необременительный «по способностям» труд в секте, когда он скреплен и скрашен ритуалами, обрядностью и религиозным (или иным) экстазом, не позволяет каждому участнику объективно измерить и оценить свой личный вклад в конечном продукте и тем обнуляет конфликты. Но с интенсивным трудом на земле, совсем не так. Тем более, когда он физический и его всегда можно измерить, взвесить и оценить. Поэтому он не может стать скрепой в коммуне.  Духовно свободные и не зомбированные страстями мужчины и женщины, случись им объединиться в коммуну только на основе совместного труда, не смогут избавятся, а загонят внутрь свои человеческие слабости, эмоции и страсти, как греховные, так и праведные, которые будут тлеть недолго и неминуемо испепелят всякий стимул к производительному труду, и коммуна развалится.

 (по данной теме исключительно хороша книга Ф. Путинцева 1935 г.).

Stanichnik (05.04.18 20:24)

Я не изучал сектантство. Его психологические корни для меня не понятны. Но знакомясь с историей коммуны, я не находил ответ на простой вопрос: как можно было решиться на переезд за океан, на пустое суровое место в компании случайно собранных людей, объединенных либо общим неуспехом на американской земле, или еще более общим поклонением социализму? Это невозможно. Решаясь на такой шаг, надо быть уверенным в тех людях, от кого ты будешь зависеть. Разгильдяйство или слабость одного, может дорого обойтись остальным.Значит переселенцев объединяло что-то еще. Чего мы не видим за давностью лет.   

Игорь (05.04.18 21:23)

Да ладно, вспомните декларативные лозунги комунизма и социализма. Некоторые до сих пор верят. Кстати, сектанские лозунги созвучны.

Интересная деталь - мужик с первой трактористкой в бейсболке. И интересна ориентация по сторонам света винокурни, может они в ней втихоря просвиры ели и "кровью христовой" запивали? Я имею ввиду, что они тщательно скрывали, что они секта.

Александр Никол... (07.04.18 14:36)

В 85 г. с семьёй приехали жить и работать в к-з им.22 Партсъезда.В заявлении писали,обязуемся выполнять любую работу.Работал зав. клуба Сеятель Южный,электрик,культ массовик,поисковик музейных экспонатов.В 2000 задал вопрос одному из потомков и сейчас здравствующему.Что заставило приехать в голодную Россию американцев.Ответ был таков,крайне тяжёлые условия жизни в США,на грани голодной смерти.Собрали средства,купили станки .Выработавшие свой ресурс.После капитального ремонта.До 58 г. выполнявшие повышенный класс точности.Расточку блоков двигателей.Религиозной подоплёки не встречал.Похоже это наши русские финны.Возвратились на родину в Россию.Изгнанные за коммунистические убеждения из Финляндии после 1919 г.

Призыв американских рабочих Сиетла.Ехать в Россию.
Stanichnik (07.04.18 21:43)

Спасибо Александр Николаевич! Я очень надеялся на то, что откликнется кто-то из Сеятеля.

Эдуард Вартанов (07.04.18 22:32)

О чем умолчала МЕОТИДА:   Как погибал «Сеятель»

Очередная «горячая точка» в Сальском районе — поселок Сеятель.  Базовое и некогда гремевшее на всю страну хозяйство с одноименным названием за последние два десятилетия пришло в полный упадок. А тут появился очередной заезжий арендатор. Будет ли он таким же, как предшественники, которые лишь выжимали из «Сеятеля» все соки? Когда-то процветающее хозяйство с лучшими в области плодородными землями несколько раз переходило из рук в руки. Не радевшие за общее дело инвесторы старались лишь выжать из хозяйства максимум. В итоге оно фактически распалось. Поля зарастают бурьяном, в полный упадок пришла инфраструктура поселка. ... и  т.д.       газета «НАШЕ ВРЕМЯ» №301 от 28 июня 2013 г.

Stanichnik (07.04.18 22:41)

Меотида об этом не умалчивала. Это за рамкими наших поисков. История после 70-х меня мало интересует.

Эдуард Вартанов (08.04.18 00:55)

При всем уважении к Меотиде, но по истории до 70-х тоже запишите ей в дневник тройку. Лесополосы приехали не из Америки. К  началу века их уже было в России более десяти тыс. га. т.н. «генковских».

Ankol1 (08.04.18 06:47)

Процитируйте, пожалуйста, тот фрагмент из Меотиды, где сказано, что"лесполосы приехали из Америки".  И, кстати, первые лесополосы появились задолго до "генковских". И насчет "замалчивания" тех фактов, что  Вы приводите из газеты  "Наше время". Ссылка именно на эту статью приведена в моем очерке, который появился чуть раньше, чем обсуждаемый. И рассказали нам про эту публикацию сами обитатели "Сеятеля" во время нашего визита туда. 

Stanichnik (08.04.18 07:24)

Кстати полей заросших бурьяном я там не видел. Наоборот, все распахано и ухожено. А в поселке построен новый консевный завод, на месте бывшей винодельни. 

Эдуард Вартанов (08.04.18 09:06)

Уважаемый Ankol1, отвечаю: 1) в шапке темы; 2) в России л/п появились вместе с ж/д, сельскохозяйственные несколько позже. 3) в теме воспевается деловая преемственность и успешность «сеятелей», что не бьется ни с их прошлым в СССР, ни с нынешним в РФ (см.  их тяжбы в арб. и общ. судах РО).

библиотекарь (11.04.18 10:00)

Может они приехали (лесополосы) и не из америки, но в Сеятеле и его окрястностях они были впервые посажены, очень быльшим трудом, именно коммунарами, в том числе и американцами, так что все здесь написано верно...

Дмитрий (26.10.18 15:59)

По Вашей логике, получается, что традиционная русская крестьянская община - тоже секта, и ее труд малоэффективен. Если экстраполировать логику до предела - то семья тоже секта замешанная на общем происхождении, интересах и целей.

Эдуард Вартанов (05.04.18 21:23)

В том и парадокс сеятелей. И вам, и мне он заметен. Объединившись в труде они должны быть нетерпимы к разгильдям и гнать их от себя. Но объединенные духовно в единой вере, скажем, во второе пришествие они, готовясь к жизни вечной, будут в коллективных молитвах, прощать свои и чужие слабости, по принципу: не согрешишь - не покаешься.

Ankol1 (06.04.18 00:17)

По поводу коммуны. Кибуцы в Израиле вполне себе оправдали. А движущей и объединяющей силой, мне кажется, была возможность получить бесплатно землю и урожай с нее. Ведь и в Российской Империи были национальные и интернациональные колонии иммигрантов. Кроме того, всякие льготы. Вот еще интересный советский документ:  http://istmat.info/node/56181

Эдуард Вартанов (06.04.18 07:33)

Статья оставляет в тумане начальный статус Сеятеля: артель, коммуна, колхоз, община. Смыслы перемешаны, свалены в кучу,  смена титулов не разнесена по годам.  Наверное, было ошибкой начинать краеведческую экспедицию с винодельни. Полагаю, от нее и пошли в разнос поиски мотиваций первых переселенцев, к которым уже через год НАРКОМЗЕМ прислал «латышского стрелка».

Ankol1 (06.04.18 13:42)

Статус "Сеятеля" затронут здесь: https://ankol1.livejournal.com/193605.html  Наши очерки не претендуют на научность, но последовательность была такая: вначале коммуна, потом - сельхозартель, потом - колхоз. Как обобщающий лирический термин применяется "коммуна".

Эдуард Вартанов (07.04.18 18:34)

Еще о статусе "Сеятеля" с фрагментами из книги МАРКА ПОПОВСКОГО:

"Колхозы могут быть либо большевистскими, либо антисоветскими. И если мы не руководим в тех или иных колхозах, то это значит, что ими руководят антисоветские элементы. В этом не может быть никакого сомнения" (И.В.Сталин. "О работе в деревне", М., 1933, стр.14.)

"Небольшевистскими" были объявлены и коммуны.

Как уже говорилось выше, в 1919-1922 годах сотни сельскохозяйственных коммун возникли на волне послереволюционного энтузиазма. Коммуны эти были объявлены тогда высшей формой организации сельскохозяйственного труда.

В марте 1921 года в Москве проходил первый и единственный в истории страны Съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных артелей. Власти разрешили его только потому, что собирались в это время с помощью наиболее верных земле верующих мужичков - толстовцев, сектантов и старообрядцев - поправить свое разоренное земледелие. Председателем съезда был избрал Владимир Григорьевич Чертков.

Среди коммунаров было много верующих крестьян, но в 20-х годах это большевиков не только не шокировало, но даже привлекало. В 1931-1935 годах все эти коммуны обязаны были превратиться в колхозы. Официальное объяснение звучало преднамеренно туманно: "для существования коммун еще не назрели подходящие экономические предпосылки".

Пропагандистам партийным в те годы дана была команда показывать, что коммуны себя не оправдали (особенно коммуны религиозных крестьян, крестьян-сектантов) и распадаются сами по себе.

К началу 30-х годов было забыто - как будто никогда его не бывало - обращение Наркомзема (1921 г.) к сектантам, которых советская власть просила объединиться в коммуны и привилегии давала именно за то, что верующие, трудовые мужики соединились бы в коммуны и подняли бы запущенное и разоренное российское земледелие. Но в 1931-1934 коммунары уже были не "передовой отряд социализма", а "кучка шкурников с кулацким душком"

Из бумаг Черткова видно, что уже осенью 1929 года 10000 крестьян-духоборов и 5000 крестьян-молокан обратились во ВЦИК СССР с просьбой разрешить им эмигрировать из Советского Союза. Подобные же заявления крестьяне-сектанты подавали в Москву в марте 1930 года, в январе 1931. На все свои заявления получали они категорические отказы. Выпустить за границу такую массу свидетелей "советского образа жизни" Сталин конечно не хотел.

Между тем, у молокан и духоборов, населявших главным образом Сальский округ Северо-Кавказского края, было достаточно резонов, чтобы покинуть страну. При образовании очередного совхоза "Гигант" у единоличников-сектантов отрезали половину земли, на которой они вели свое животноводческое и зерновое хозяйство. Но главная причина была даже не в этом, а в том, что крестьяне-сектанты не желали идти в колхозы. "Так как мы... живем общиной-коммуной и все имущество у нас - общее, то, значит, у нас уже есть колхоз, - резонно писали крестьяне-духоборы и добавляли: - Но в предлагаемый нам колхоз мы не можем войти потому, что мы люди религиозные и любим трудиться с мыслью о Боге и молитвой на устах..." (Заявление от 18 марта 1931 года. Архив В.Г.Черткова.)

В Канаде в это время духоборы (потомки тех, что с помощью Льва Толстого выехали в конце XIX века из России из-за преследования царского правительства) уже купили для своих братьев участок земли и готовы были оплатить их проезд на пароходе от Новороссийска в Америку. О выезде из страны в 1929-30 годах просила также секта менонитов и 10000 украинских крестьян-малеванцев. В фонде В.Г.Черткова сохранился анонимный очерк об этих крестьянах:

 

В ответ на мирные просьбы этих мирных людей власти принялись отнимать у них хлеб и скот, арестовывать кормильцев семей. Аресты, высылки и угрозы стали настолько обычным делом в районах, населенных сектантами, что авторы очередного письма - молокане - обратившиеся во ВЦИК от имени 10000 своих единомышленников, вынуждены были заявить: "Мы дошли до такого состояния, что вынуждены будем тронуться гужевым транспортом за границу... пусть стреляют в нас среди пути... Мы готовы помереть за веру и любовь к Богу" (Заявление от 20 октября 1930 года. Архив Черткова.).

 

Вместо разрешения на выезд сектантов в Сальский округ была послана правительственная комиссия во главе со старым большевиком А. Д. Шотманом.

На сектантов обрушены были новые кары. В частности, арестован и расстрелян был выбранный миром общественный Переселенческий комитет, занимавшийся выездом духоборов и молокан в Америку. Заодно разорили и перестреляли несколько сот и так называемых "рядовых" сектантов. Аресты и раскулачивания продолжались до тех пор, пока некому уже было писать писем во ВЦИК и некому выезжать.

 

Сальский округ Северо-Кавказского края, один из богатейших районов страны, был превращен в пустыню, в 1931-32 гг. там начался массовый голод с тысячами жертв.

:

 

Stanichnik (07.04.18 21:50)

В голове не укладывается. Хотя все логично.

Эдуард Вартанов (10.04.18 12:08)

Бегло просмотрел с десяток дел, завершившихся ликвидацией ОАО «Сеятель». Впечатляет  ярость интересантов, разоривших и обанкротивших свое детище и то, что среди нескольких их десятков  (колхозники – пайщики – учредители – акционеры) нет ни одного потомка сеятелей 20-х годов. Вывод крайне редкий для села: первые коммунары не оставили потомства.

Stanichnik (11.04.18 05:35)

Когда мы были в селе, нам рассказали о ныне живущих потомках комунаров. Да их не много, они очень преклонного возраста, но они есть.

библиотекарь (11.04.18 11:39)

Потомство оставили и ныне здесь живут не только старики, но  и их внуки и правнуки, Матвей Тархало сын первых коммунаров из Финляндии, ему уже за 90 лет, здесь же проживают его дочь, внучка и правнук, и он такой здесь не один. А на счет сектантского происхождения коммуны, полнейший бред, может где-то по стране так и было, но только не у нас в Сеятеле, тут больше от слова и понятия "коммунизм", так как, тут в лучшем своем виде был он представлен.

библиотекарь (11.04.18 09:36)

Полнейший бред, где вы брали эту информацию, у нас не было и нет никаких сектантов, а новая церковь построена в 2000 годах, для жителей, чтобы можно было детей крестить, службы заказывать и т.д, на месте, а не ехать в Целину и Сальск.

библиотекарь (11.04.18 09:51)

Все, что вы пишите полнейший бред, никого здесь не арестовывали, и не угнетали, как раз перед ВОВ поселок процветал, и никто никуда эмигрировать не собирался, вы с какими то другими коммунами путаете Сеятель, никаких сектантов здесь не было, принимали всех трудящихся, только чтобы работали единственное условие было. Никакого голода здесь не было а пустыня была до прихода коммунаров.

с 20х по 40-е годы только росли и процветали, о каком голоде и тысячах жертв вы пишите, что за ерунда
библиотекарь (11.04.18 09:56)

Спасибо Андрею Соколову, что рассказал о нашем поселке, о его славном прошлом.... Надеюсь у него еще есть будущее!!!

Приглашаем на 100 летие поселка, надеюсь к этому времени он будет другим...
Эдуард Вартанов (11.04.18 12:34)

… Бабочкин В.С., Кушнарев А.П., Новикова Т.В., Кушнарева Л.М., Кураченко М.Д., Молодых Т.Т., Шавырина В.М., Фунтова О.Ю., Чирухин А.В., Турченко З.С. Турченко В.Г., Тищенко Т.В., Тарасова В.А., Сивак В.В., Сивак Л.А., Соловьева А.С., Середенко Н.И., Сопельняк Н.Д., Смыкова И.И., Сопельняк И.С., Парваткина Г.П., Парваткин Н.А., Помарев Е.Г., Пономарев Д. А., Поляков А.А., Печенкина Г.И., Лапик Е.С., Лапик З.Н., Малинина Г.С., Макагонова А.И., Марченков В.Н. Ключник В.Д., Крэчун Н.В., Колодезнева Ж. А., Кондратенко В.В., Костычева О.М., Климентьева Р.Д., Иванов ВВ., Иванова В.П., Ильченко П.А.,Емельчев М.И., Емельчева Р.И., Зенина Р.А., Забудько В.Н., Дрей М.А., Дрей Ю.М., Дендиберя В.Т., Дендиберя Г.В., Голованова М.Н., Гаринова Е.В., Громоклицкая В.В., Демьяненко В.С., Губайдулина Е.Л. Воробьев А.Н., Воробьева А.И., Безуглова Л.М., Булавина Л.Т., Бабаянц Е.И. в лице представителя по доверенности Степакова Е.В., обратились в суд с иском к ОАО «Сеятель»,…

Вопрос библиотекарю: а среди этих нынешних сеятелей – банкротов есть потомки первых коммунаров?  

библиотекарь (12.04.18 10:03)

есть, и это как раз произошло уже в 90х, когда начали землю делить и межевать. И если вы тут не видите иностранных фамилий это еще совмсем не значит, что это не потомки

Андрей Stanichnik (11.04.18 12:01)

Ира спасибо. Очень рад, что вы появились на Меотиде.

библиотекарь (12.04.18 10:05)

Вам спасибо, у вас тут очень интересно, нам к мероприятиям о Ростовской области кладезь информации, спасибо за то, что делаете такое нужное дело!!!!

Алина (04.11.18 02:38)

В Целинском районе были коммуны старобрядцев-молокан,но коммуны были не только религиозные.Все забыли,что в рамках борьбы с беспризорностью создавались не только детские дома,но и трудовые коммуны,фильм"Путёвка в жизнь" многие помнят.Так вот,недалееко от Сеятеля в Песчанокопском районе находилась коммуна "Идея Сталина",туда как раз попала моя бабушка с сестрой,как дети,оставшиеся без родителей.Бабушка говорила,что там были дети,которых собирали с улиц,занимавшихся воровством и бродяжничеством.Бабуля знала девочку,которая могла на ходу подмётки у прохожих отрывать.Были дети,промышлявшие карточными играми,она у них научилась виртуозно играть,потом её часто называли "ростовским жуликом",тк выиграть практически было у бабули невозможно.Это я к тому пишу,что в этой коммуне и близко нет было намека на сектантство и проч.Детей и подростков не только кормили,хотя и скудно ,но и приобщали к труду,особо талантливых направляли на курсы для овладения профессией. Работа была разная,например,сусликов собирали,ТК те наносили огромный вред посевам;ухаживали за коровами,таскали телеги с землёй.

Stanichnik (04.11.18 08:10)

Спасибо Алина за интересное добавление.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка