История Ростовских мостов

Вот, что дало сделанное наскоро исследование истории ростовских мостов.

Первый постоянный наплавной мост появился в створе Таганрогского проспекта (Буденовского). Дату его постройки можно определить между 1781 и 1811 годами. Разные источники дают разные данные, но учитывая неспешный темп жизни в те времена можно предположить, что источники не ошибаются, а просто мост рождался не сразу и не легко.

Более поздние фото этого моста широко известны. Я насчитал их полдесятка. Вот самое известное и колоритное.

Недавно я сделал наложения этого фото на современный вид.

В течении дня это мост несколько раз разводился. А назиму он прbшвартовывался к берегу. Как люди а главное телеги переправлялись с берега на берег в это время, неизвестно. Вероятно паромами, по льду, на казачьих «дубах» (такие большие лодки) и кто как может. Это фото 1913 г.

Я помню мы до хрипоты спорили на «Темернике» о том в каком месте пришвартован этот мост на фото. Так и не решили.

Известно, что в 1926 году этот мост приподняли над уровнем воды установив на пантоны. Но он продолжал оставться низководным.

Незадолго до войны рядом с наплавным мостом началось строительство высоководного моста. Я не нашел сведений о том, что высоководный мост в створе Буденовского был введен в эксплуатацию до Великой Отечественно Войны. Кроме этой фотографии

На нем наша пехота вступает на ВЫСОКОВОДНЫЙ мост. Это видно. Видно и то, что этот мост в створе Буденовского. Не смотря на то, что фото сделано с правого берега, местоположение моста можно определить по ориентации его к складским строениям на южном берегу залива «Ковш». Дома на левом берегу не разрушены а на солдатах нет погон, значит точно фото сделано до второй оккупации Ростова в июле 1942 г. (Это фото гуляет по сети с неправильной подписью, я ее оставил. В ноябре 1942 г. в Ростове были немцы) На самом деле фото надо отнести к весне – началу лета 1942 г.

Значит, высоководный мост был в Ростове до немцев. И те, кто взахлеб рассказывают о том, что первый высоководный мост в Ростове построили немцы, не правы (мягко говоря) Очевидно этот мост был полностью разрушен во время июльских боев 1942 г.

Хотя надо признать, что немцы очень быстро построили не один а целых два моста – понтонный и высоководный. На следующем фото хорошо виден уже готовый понтонный мост (на 70 метров выше по течению от Буденовского) и начало строительства высоководного моста в створе Буденовского.

У Вермахта был целый комплекс унифицированных модулей для строительства мостов производства фирмы «Brueckengeraet» Переводится с немецкого как «Мостовое имущество»

На следующем фото - секция понтонного моста этой фирмы с помощью которых можно было быстро собрать мост любой длинны.

А на этом фото строительство наплавного моста с помощью металлических ферм этой фирмы.

Именно из таких ферм построен высоководный мост в створе Буденовского во время второй оккупации Ростова-на-Дону. На этом фото хорошо виден высоководный мост и телега едущая по понтонному.

На этом фото начало строительства моста. Установлена первая мостовая ферма.

На этом фото понтонный мост уже виденный нами. Но фото интересно тем, что на нем запечатлена одна из ростовских достопримечательностей – причальная тумба отлитая на заводе Пастухова. При желании эту тумбу можно найти на современной набережной.

Еще одно фото понтонного моста сделанное у начала высоководного на левом берегу

Это еще один вид понтонного

И еще

Если Вы внимательно смотрели последние фото, обратили внимание, что мост постоянно менялся, менялась форма и количество понтонов. Вероятно мост постоянно модернизировался.

Посмотрите на высоководный мост зимой 42-43 гг. Как раз в это время группировка Паулюса замерзала в Сталинграде.

И посмотрите на немецкий радостный плакат о строительстве моста через Дон.

А это фото для меня загадка. На нем мост в створе Семашко или близко нему.

На фото лето 42-го. Ростов взят немцами, это видно по понтону уже упомянутой фирмы «Brueckengeraet» . Для чего им было строить низководный мост в километре от высоководного? На фото хорошо виден семиэтажный доходный дом Рецкера – Хосудовского (в советскон время гостиница «Дон») А известно, что обломки этого дома использовались немцами при строительстве насыпи к высоководному мосту. Значит высоководный только строится. Или это не мост а причал? Или паромная переправа? Не понятно. В любом случае это сооружение не пережило боев за освобождение Ростова в феврале 1943-го. На этой немецкой аэрофотосъемке 43-го года хорошо видны оба разрушенных железнодорожных моста, виден разрушенный высоководный, а моста в створе Семашко нет и следа.

Немного о послевоенной судьбе высоководного. Его восстановили. Это видно на фото. Можно различить немецкие фермы.

И модернизировали. На фото 1955 г. уже не видно немецких ферм на зато появилось освещение.

А это фото начала 60-х. Последние годы существования высоководного моста на Буденовском. Его называли Автогужевым. Красивое название.

Стоит еще посмотреть на остатки этих мостов на современном левом берегу Дона. Дальняя красная стрелка показывает на массивный бетонный пирс - памятник всем мостам на Таганрогском-Буденовском. Средняя стрелка показывает на некие конструкции которые вероятно остались от понтонного. Ближняя стрелка показывает на известную всем насыпь с флагштоками, которая вероятно осталась на месте моста (причала, переправы) на Семашко.

Где то наверное наврал и ошибся. Буду благодарен за любые исправления и добавления.

В кадрах Советской кинохроники нашел общий вид высоководного моста существовавшего до второй оккупации города.

Алекса (09.07.18 16:46)

Игорь, поразительно! Когда вы догадались про акведуки?

Stanichnik (09.07.18 19:07)

Я все собираюсь и обязательно туда схожу.

Игорь (11.07.18 17:59)

Пока это только догадка. Надеюсь Stanichnik подтвердит или опровергнет её, когда доберется туда.