Слобода Полуденка - начало Ростова.

Пожар 21.08.2017 г. войдет в историю Ростова-на-Дону. Многие СМИ в своих репортажах сообщили, что пожар произошел в исторической части города. Это не так. Сгоревший район был застроен в 20-м веке, и даже не в его начале. Но совсем рядом,  на другом берегу теперь незаметной балки, расположено местечко, с которого начался Ростов-на-Дону. И возраст этого местечка больше, чем тот, который мы привыкли праздновать в день города. 
Итак.
7 января 1712 года. Последние русские обозы под присмотром турецких дозоров  покидают Азов. По условиям Прутского договора, который Россия вынуждена была подписать, чтобы избежать позора пленения армии и царя, на оставление Азова и Таганрога отводилось 6 месяцев. Но по нашему вечному обычаю  тянули до последнего, но чуда не случилось, и покидать оба города пришлось в спешке.  

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Одним из последних из азовских ворот выехал обоз, груженый бревнами разобранной Богородицкой церкви. Беженцы расселялись понемногу по всей России, но те, кто был по разным причинам привязан к нижнему Дону, уехали недалеко, до первого обжитого места на Российской территории. Напомню, согласно упомянутого Прутского договора, граница между Российской империей и Оттоманской Портой проходила по рекам Дон и Темерник. И ближайшим к границе селением на нашей территории был рыбацкий поселок "ПолУденный стан", или просто ПолУденка. 
Здесь и остановилось большинство беженцев из отданных туркам городов. Здесь и церковь привезенную с собой поставили.
Чтобы представить сейчас, где  было это место, надо прийти в нижнюю часть ул. Нижненольной.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Здесь  среди сельской одноэтажности  очень неожиданно выглядят несколько домов, построенных известным ростовским архитектором Львом Леонидовичем Эбергом. 

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Все дома, построенные отцом и сыном Эбергами- украшение города, и достояние города. Но здесь, на месте первого ростовского поселения, выглядят удивительно. А если бы не мешала застройка, то открывался бы прекрасный вид на задонье. Что в то время было и полезно, не забывайте, что за рекой была Турецкая территория, населенная ее воинственными вассалами.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


О жизни обитателей Полуденки известно мало, почти ничего. Понятно, что не прошло незамеченным в слободе, значительную часть жителей которой составляли купцы, основание Темерницкой таможни весной 1750 г. Тем более, что уже в 1751 г. те купцы, которые обитали до этого в Аннинской крепости, переселились поближе к границе, к таможне.
И конечно, жизнь Полуденки изменилась кардинально, когда осенью 1761 г. началось строительство Димитриевской крепости. Поселок превратился в крепостной форштадт.
На следующий год, в 1762-м г. в Полуденке появилась новая Рождественская церковь, взамен обветшалой. Что явно связано со строительством крепости.
А к 1778-му г. жители форштадта построили третью церковь. И жить бы им с ней многие годы счастливо, но в декабре следующего 1779-го  года  первые повозки переселенцев из Крыма прибыли на Дон. И жителям Полуденки пришлось сниматься с насиженного места.
Большинство из них переехали недалеко, в другой крепостной форштадт - солдатский.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Туда же перевезли новую еще церковь. Она, перестроенная, до сих пор стоит на своем месте. Знакома всем.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


фото с сайта Photosight.ru
А старую церковь жители слободы - форштадта успели продать. Что было обычным явлением в то время. Покупателями стали малороссияне с Миуса, из села, которое сейчас зовется Николаевкой. В 1782 г. "переселенка" из Полуденки была освящена, но простояла недолго, сгорела. Сейчас на ее месте стоит Никольская церковь. Такой я увидел ее туманным вечером несколько лет назад.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.


Есть сведения, что жители Полуденки, покидая обжитое место, собрались поставить на месте вывезенной церкви памятный знак в виде сруба с крестом, дабы святое и намоленное место "ногами человеческими и скотом попираемо не было". Но нет точных сведений, было ли это сделано.
Воспользовался реконструкцией, которую когда-то сделал Сергей Poruchik. Контуром обозначены примерные границы Полуденки в 1750-м и 1779-м гг. А территорию, пострадавшую от пожара 21.08.2017 дорисовал сам, ориентируюсь на сведения из сети.

Слобода Полуденка  - начало Ростова.
 

Ольга (25.08.17 22:05)

Спасибо, Андрей!Хоть и не ростовчанка, интересно))

Stanichnik (26.08.17 18:38)

Буду стараться и дальше))

Юрий (27.08.17 18:11)

История Свято-Никольского прихода с. Николаевка http://my-credo.ru/?cpage=1&page_id=5

Ирина (28.08.17 14:13)

Спасибо огромное за интересный рассказ об истории нашего города ( особенно с иллюстрациями ) ! Интересно сравнить старину и современность !

Stanichnik (28.08.17 20:01)

У нас тут много интересного)))

Евгений (26.09.17 15:26)

Здравствуйте, Андрей! Я подумал, что Вас это заинтересует.
Это ссылка на Альбом видов Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 19 века: http://ymorno.ru/index.php?showtopic=77690&hl=%E0%EB%FC%E1%EE%EC
В конце альбома есть несколько интересных видов Ростова и Таганрога.

Stanichnik (27.09.17 06:11)

Спасибо Евгений! Хотя серия известная, но она здесь к месту. И на нее каждый раз смотишь по-новому. То заметишь роскошную грязь у памятника Александру, то необычный вид развалин Тоицкой крепости. 

Эдуард Вартанов (10.10.17 18:51)

Уважаемый Андрей Олегович, из общения с Лусегеном узнал, что вы заинтересовались былым местоположением Полуденской «Во Имя Рождества-Богородицы» церкви. В четверг обещают теплый солнечный день, и я планирую быть в том краю вместе с Е.И. Малаховским – мы еще раз попытаемся разгадать «никольско – успенскую аномалию» (см. РОСТОВСКИЙ СЛОВАРЬ – сайт). Пишите на eddo@rambler.ru если надумаете присоединиться - уточним время. Ваш  Эдуард Вартанов

Эдуард Вартанов (15.10.17 19:02)

Коротко о выходе в «приполуденскую» Старую Нахичевань в минувший четверг: полный облом!... Прошлись по ул. Никольской – Успенской (бывш.). В глубинах дворов нашли и поспрашивали стариков. Но уперлись в  порог: «после войны», что было «до», не помнит никто, Из уточняющих бесед поняли, что здесь даже древнейшие аборигены - пришлые. Коренных нахичеванцев, увы! - нет… Есть, к счастью,  Малаховский, но  и он от бессилия объяснить нахичеванскую аномалию, легко соглашается с утверждением об истоке тутошней бесовщины: она от Полуденки, от ее обидчивых демонов. 

Stanichnik (15.10.17 21:01)

А не обатили ли вы внимание на необычную подпорную стенку во дворе дома 56/60 или как его чаще называют, Дома водников. Она явно старше самого дома.

Stanichnik (15.10.17 21:07)

Вот эта стена. Ее сооружали не за один раз, самые старые ее части сложены из местного известняка и песчаника. Когда строили многоэтажки вокруг, ее просто наростили современным кирирпичем. Очень вероятно, что это следы Полуденки. Только не ясно, церкви или завода, что был рядом.

 

Игорь (17.10.17 09:45)

С большой долей вероятности - пивзавод.

Stefan (15.10.17 19:45)

Я совсем не понял, как можно найти место этой церкви. Может быть копия этой старой карты поможет...

Stanichnik (15.10.17 20:55)

Эта карта известная. Но привязать ее к современной, можно с большой степенью погрешности.

Stefan (16.10.17 19:38)

Вот еще такую нашел.

Е. Игнатова (19.10.17 17:59)

На месте Никольской церкви на 1-й линии, 50 б в Нахичевани построен дом водников архитектором Л. Л. Эбергом до войны. Перед самой войной заканчивалась его отделка,а во время войны он сгорел. В 1943 году после освобождения Ростова дом осматривала комиссия, в ее составе был сам автор - Л.Л. Эберг. Дом признали годным к восстановлению, но восстановили его к началу 1950 года. Первые жильцы заселились в январе. Источник информации: ГАРО Р-4329 оп.2 д.13 Документы по сироительству жилого дома Донского бассейнового управления пути МРФ по 1-й линии №50Б.

проект архитектора Л. Л. Эберга (послевоенный)
современный вид дома (1915.г)
Игорь (19.10.17 20:50)

Это несомненно так, Е.Игнатова, что касается Никольской каменной церкви. Но краеведы пытаются найти Рождественскую церковь, прородительницу кафедрального собора. По некоторым документам она стояла на месте Никольской, но неизвестно какой, деревяной или каменной. Известно, что первая деревянная Никольская церковь стояла южнее каменной. Но насколько - вопрос. И тут еще Эдуард Вартанович, в процессе поиска, обнаруживает "Успенско-Никольскую загадку" с переменой названий улиц, что тоже влияет на расположение места.

Я придерживаюсь мнения, что Никольская деревянная церковь была построена на месте перенесенной Рождественской, и это место в пределах сквера 1й Пролетарской, между домами №56 и №58. Хотя принимаю, что есть еще минимум 4 места где она могла стоять, и минимум одно документально подтвержденное.

Stanichnik (20.10.17 05:41)

Сил нет как хочется вмешаться в ваш разговор про Полуденку, но совсем нет времени, дописываю статью про Понтикапей. Чуть-чуть осталось и тогда брошусь в бой и все вам объясню :)))

Игорь (24.10.17 16:14)

О, Елена Петровна, я не знал, что Вы вхожи в дом Эбергов! Может Вы подробнее расскажите о квартале речников? В частности и о здании Водного коледжа? И о втором доме речников №60 ?

Е. Игнатова (24.10.17 16:52)

Здравствуйте, Игорь! К сожалению, я знаю только об одном доме, описанном выше.Я занимаюсь, в основном, домами, построенными Эбергами. В одном из личных листков Эберга-младшего указаны два жилых дома речников на 1-й линии, но документально подтвержден только один. Несмотря на то, что общежитие речников, расположенное ниже, очень напоминает здание с кондитерской "Золотой колос" (тоже проект льва Эберга), нет доказательств, что он его проектировал. Знаю, что строилось оно в два этапа: сначала корпус, выходящий торцом на 1-ю линию, а позже его вторая часть. Что касается водного колледжа, то, кроме того, что оно построено в 1933 году в стиле "конструктивизм", больше ничего не могу о нем сказать.

Игорь (24.10.17 18:10)

Спасибо большое, Елена Петровна. А так же за то, что Вы делаете для памяти Эбергов.

Эдуард Вартанов (16.10.17 21:40)

Два пояснения (чтобы не заблудиться в полуденской теме):

а) планировщики Нахичевани привязали ее застройку к уже существующей полуденской уличной сети, в т. ч. к ее продольным улицам (ныне Федоровская, Пролетарская и Листопадова), что вели к площадке, на которой стоял полуденский Рождества-Богородицкий храм.  Полвека назад эту площадку,  спасали от застройки старики – нахичеванцы. На моих глазах они «кидались» под бульдозеры и потому сегодня это место сохранилось, отбортовано и находится метров на 200 выше «дома водников». Хорошие объемные снимки у меня не получаются, здесь нужен дрон и солнечный день.

б) Никольско – Успенская загадка, хотя - по мнению мистиков - примыкает к тайнам Полуденки, но никак не к его храму и его месту на картах.  Про это прилагаю мою статью в «вечерке» от 18 августа с.г.

                   Никольско-Успенский картографический феномен старой Нахичевани.

      Нахичевань рождалась по воле властей как образец спланированного и лишь затем освоенного городского пространства. Рациональность ее застройки и правильная геометрия жилых кварталов впечатляет и уже третий век, в отличие от Ростова, остается неизменной. При этом межквартальная сеть города, в первое его столетие, никак не была поименована и дома, выходившие фасадом на улицу, не имели какой либо нумерации. Для адресации почтового послания, достаточно было указать фамилию домовладельца. 

     Нахичеванские улицы получили свои имена лишь в последней четверти 19 века. Те, что вели к Дону, назвались «линиями» и стали узнаваемым брендом Нахичевани, счастливо сохранившимся до наших дней. А те, что шли вдоль донского берега с запада на восток, получили имена храмов, что выходили на них парадной стороной. В стародавние времена так было заведено: улица, ведущая к храму, всегда называлась его именем. А если, вблизи или вдали, стоял на той же улице иной храм, то лицом он обращался на свою улицу, с его именем.

     Лишь две улицы в донской Нахичевани – Никольская и Успенская, решительно выпали из веками освященного порядка. Случилось это в «дооктябрьские» времена и поэтому не будем искать в том антирелигиозную подоплеку. Однако найти иные разумные объяснения тоже пока не удается. Во многом потому, что «никольско – успенская» аномалия слишком глубоко погружена в источники, в массив нахичеванских хроник, планов и карт.

     Так, если мы обратимся к авторитетнейшему академику О.Х. Халпахчьяну, то в его книге «Архитектура Нахичевани – на – Дону» обнаружим план города от 1890 года и такой текст: «5 марта 1875 года городской управой был принят план Нахичевани с обозначением предполагаемых названий улиц, в котором продольные улицы стали называться по расположенным на них храмам, а поперечные … линиями». По странности, академик не объясняет, что своим утверждением он противоречит приведенному им же плану, где к Никольской церкви ведет не Никольская, а Успенская улица, а Успенский храм показан на улице Никольской.

     Адресные книги «ВЕСЪ РОСТОВЪ» за 1896, 1897 и 1898 годы тоже показывает план Нахичевани, где улицы Никольская и Успенская правильно ведут себя к одноименным храмам. Но  уже через десятилетие это справочное издание тоже поддается необъяснимой бесовщине и на публикуемых планах города начинает тасовать местами эти две улицы.

     Та же подмена улиц и их отрыв от храмов виден и на плане Ростова изд. ГГУ ВСНХ СССР в 1931 г.   

     Еще большая туманность закачивается в нахичеванскую картографию в наши дни. И это понятно, ведь со времен советизации, улицы Нахичевани не только переименовывались, но и давно уже не ведут ни к каким храмам. Понятно и то, что современные издания вынуждены черпать информацию из источников столетней давности, тех самых, что породили нахичеванский феномен.

    Так, в книге «ДОНСКАЯ АРМЕНИЯ» (изд. «Старые русские», 2007 г.) на стр. 25 приведен план Нахичевани с досоветскими и современными названиями улиц, где на интересующем нас юго-западном краю города они показаны в такой последовательности:

1-я Соборная ул. (Советская),

1-я Георгиевская ул. (В. Закруткина),

1-я Федоровская ул. (Мясникова),

1-Никольская ул. (Листопадова),

1-я Успенская ул. (1-я Пролетарская).

     Порядок улиц нисходящих к Дону здесь безупречен до тех пор, пока мы смотрим на старые имена - они правильны и идут к некогда стоявшим на них одноименным храмам. Но если мы обратим взгляд на современные, взятые в скобки их имена, и сличим их с тем, что показывают «яндекс карты», то с изумлением увидим, что к уличной интриге столетней давности теперь подключились современные - 1-я Пролетарская и Листопадова. Как и их предшественницы – Никольская и Успенская, они никак не желают определить  подобающее им место на плане города.

     В том же издательстве «Старые русские» недавно увидели свет мемуары И. М. Келле-Шагинова, известного Ростово – Нахичеванского думского деятеля давних лет. В книге есть глава, посвященная нахичеванской «распланировке», где Иван Матвеевич выступает не только как старожил и уроженец Нахичевани, но и как специалист: по думскому поручению он лично обходил и описывал все подворья и строения города на предмет их оценки для взимания налогов.

    Казалось бы, вот тот квалифицированный авторитет, который внесет ясность в нахичеванскую картографию. Но нет, и здесь в авторское изложение вторгается фатальное наваждение, и мы читаем: «… затем, на юг от Собора, по линии Георгиевской церкви,… прошла Георгиевская улица. Вслед за этой улицей по южной линии Успенской церкви – будущая Успенская улица, далее, по линии Никольской церкви – будущая Никольская улица, а еще южнее – улица Федоровская». Здесь, следует порадоваться лишь за Никольскую улицу: она таки идет правильной дорогой к своему храму. Но зато ближние ей - Федоровская (ныне Мясникова) и бывш. Успенская не только поменялись местами, но и окончательно оторвались от привязки к некогда бывшим на них церквям.                                                                  

    Конечно, следует согласиться с теми, кто скажет, что для наших дней разгадывать истинное расположение улиц старой Нахичевани – бессмысленная и праздная казуистика. Но это соображение никак не подходит для архивистов – исследователей, или для тех коренных нахичеванцев, кто озаботится поиском родового домовладения и его адресации.

    Так, автор этих строк полвека ищет дислокацию фамильного особняка легендарного нахичеванца Вартереса Тер-Крикорова – отца архитектора с мировым именем Марка Григоряна, и к нашим дням вынужден признать, что в «никольско – успенской» путанице утратилась всякая надежда определить его точный и документированный адрес.                                                      

 При том, что сам дом визуально существует, к нему можно подойти и даже потрогать его руками.  Эдуард Вартанов

Игорь (17.10.17 14:38)

Полностью согласен с Э.В.В

Игорь (18.10.17 11:14)

Ну, заодно и Сурб Геворк

Stanichnik (17.10.17 19:50)

Эдуард Вартанович, Игорь, я ваши исследования оформлю отдельной статьей.

Игорь (18.10.17 17:38)

Более точная привязка показывает, что дом Эберга №56 (бывш 50-Б) стоит точно на месте каменной Никольской церкви (41 на плане) построенной севернее первой деревянной. А первая деревянная Никольская вероятно стояла на месте Рождественской. ЭВВ имеет ввиду скверик между домами №56 и №58

Игорь (20.10.17 11:08)

Позвольте поделиться более точным планом Полуденки в 1768г, на основе плана Ригельмана, который, на удивление, оказался весьма точным.

Кладбище обозначено с более ранней схемы 1767 генерала Медера. Кстати, на схеме Медера везде бОльшими крестами обозначены церкви.

Игорь (21.10.17 14:59)

Не идет из головы Рождественская церковь. Пришла мне идея, весьма умозрительная, памятный знак, таки, был установлен. «дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было». Начнем издалека. Всем извесна схема Нахичевани прожектированная в 1811г. Она интересна (в нашей плоскости поисков) тем, что на ней указаны "Строения подлежащие слому и переносу" (означены черным цветом). Но один артефакт, не смотря на политику спрямления и упорядочиния, не обозначен. Вот он.

Игорь (21.10.17 15:05)

Так же он присутствует на карте, предоставленой широко известным в узких кругах Alex777, и находиться в пределах забора Сурб Никогос. Есть еще план района, показывающий территорию Сурб Никогос, он ниже.

Игорь (21.10.17 15:13)

Как мне кажется))) остался и краеугольный столб от ограды церкви Сурб Никогос. Вот он. (И Stanichnik в чем то был прав со стенкой за домом водников)

Игорь (21.10.17 15:19)

Так вот, арефакт, который не собирались сносить и который распологался на юго-восточном углу территории Сурб Никогос, и есть тот памятный знак о месте церкви Полуденки Рождества Божей Матери. Как не удивительно, это место просматривается и на фото Люфтваффе. Качество конечно не лучшее, но заметен дух артефакта и ограду вокруг него.

Игорь (21.10.17 15:38)

И если все так, то моя кочка зрения - памятный знак церкови полуденки Рождества Божей Матери должен быть здесь.

Игорь (21.10.17 19:46)

И самое интересное, похоже улица, сейчас 1я Пролетарская, от 1й Линии и минимум до 23й линии, до Успенской церкви, проходила метров на 20 южнее, ниже к Дону в 1811 году.

Игорь (24.10.17 17:16)

Наткнулся в сети на снимок Любви Феоктистовны Волошиновой. http://rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/lyubov_i_vera_volos...

Похоже она что-то знает.

Эдуард Вартанов (29.10.17 08:01)

Люба тоже в плену нахичеванской аномалии, с ее подачи Старцева вставила карту в «ДОНСКУЮ АРМЕНИЮ».

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка