Берданосовка - первая экспортная "труба"

Наша сегодняшняя прогулка в Берданосовку. Маленький, на первый взгляд ничем не примечательный поселок между Аксаем и Большим Логом. Остановочная платформа электричек и домики, разбросанные по живописным склонам Мухиной балки на берегу протоки Аксайки.

Любители старины могут вспомнить, что здесь расположен музей «Крепость с таможенной заставой». Вот, кажется, и все. А между тем, это место в истории России и памятное, и знаковое и, если хотите, поворотное. Но все по порядку. Сначала вспомним некоторые исторические события.

В 1721 году рудознатец, крепостной крестьянин Григорий Капустин открыл залежи каменного угля близ притока Северского Донца — реки Кундрючьей. А уже в 1795 в Донбассе была заложена первая шахта. На этих музейных фото – первые донбасские шахтеры.

В 1825 году, в Англии открывается первая в мире общественная железная дорога. Движение по ней открыл паровоз «Locomotion» Стефенсона. В России первая железная дорога заработала в 1837 году, связавшая столицу и Царское село. (А Братья Черепановы, в Нижнем Тагиле построили железную дорогу еще раньше, в 1834, да была она заводская и не прижилась.)

Первый пароход Роберта Фултона поплыл в 1807 году. А в 1838 году пароход впервые пересек Атлантику. В России первый пароход был построен в 1815 году. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Крондштатом. (на фото). А первый пароход «Донец» начал ходить по Дону в 1841.

Я не буду пересказывать историю промышленной революции 19-го века, кто ее хоть чуть помнит, поймет, что середина позапрошлого века – время бурного развития парового транспорта, а значит и бурного роста потребности в каменном угле.

(Отвлекусь, на этой картинке, знаменитая гонка парусника Катти Сарк и парохода Британия в 1889 г. Символ второй половины 19-го века – дымящая труба)

И, наконец, последний факт. В 1855 году Россия проиграла крымскую войну, потеряв под Севастополем весь свой парусный Черноморский флот. Черное море было объявлено демилитаризованным, но Россия сразу стала добиваться права иметь здесь свой военный флот и добилась такого права в 1871 году. И этот флот строился все эти годы, и строился он, конечно, паровым.

Все эти перечисленные факторы говорят об одном: уголь в середине 19 века стал мировым товаром №1. А в восточном средиземноморье – особенно.

Вы спросите, причем тут Берданосовка? А при том, что это наша первая «экспортная труба» на запад. Все наши нефтепроводы и газопроводы, все эти «Дружбы» и «Уренгой-Помары-Ужгород» и прочие, начинались здесь, в месте слияния Дона и Аксайки. Сейчас доходы от продажи энергоресурсов составляют огромный кусок в бюджете государства. Споры о том, хорошо это или плохо и долго ли продлится, оставим политикам. А сами вспомним 29-е декабря 1863 года, когда заработала железная дорога, связавшая город с поэтическим названием Александровск-Грушевский (в советское время переименован в блеклое «Шахты») с Берданосовкой, где донецкий уголек перегружался на баржи и отправлялся по белу свету. И на всех мировых путях и перекрестках, сгорал в тысячах котлов, толкая составы и корабли.

Кто придумал эту дорогу? Да не важно, она обязана была появиться и появилась. Известно, что 1 марта 1860 года атаман Войска Донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает "Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне".
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге. "Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба - член комитета железной дороги и, наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей" ("Донские войсковые ведомости", 4 апреля 1861 г.)
В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей, но не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А.Некрасовым.
На строительство работало около 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний. Шпалы и лесоматериалы закупались в России, металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны - в Бельгии, откуда доставлялись пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.
29 декабря 1863 года железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (Шахты) через Максимовку (Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй.

О том как желанна была эта дорога, можно понять , вспомнив какие железные дороги в России были построены к тому времени. Их было не много. Упомянутая нами уже Царскосельская, да еще Николаевская (Москва - Санкт-Петербург), Москва – Владимир, Москва - Нижний Новгород, Москва – Коломна и Москва – Сергиев посад. Вот и все российские дороги того времени. И вдруг в этой столичной компании какая-то Берданосовка! Ох, нефтедоллары, это сила.

Вот такая история маленького поселка. Который сейчас известен только проезжающим в электричке из Ростова в Новочек.

Побывал я в Берданосовке туманным и дождливым декабрьским днем. Наверное в такой же декабрьский день начиналась здесь история российского энергоэкспорта почти полтора века назад.

Так выглядит Берданосовка со склонов знаменитой Мухиной балки

А это устье Мухиной балки при впадении ее в Аксайку

Платформа остановки электричек. А когда-то главные сырьевые ворота страны.

Музей «Крепость с таможенной заставой»

Берданосовский холм живописен со всех ракурсов и в любую погоду.

А это небольшой затон. Возможно именно здесь стояли плоскодонные баржи под погрузкой угля.

Осеннее займище

Автомобильный мост через Аксайку на трассе Большой Лог – Старочеркасская ,самый живописный степной мост в мире.

Лошадь в тумане

Последний взгляд на Берданосовский холм.

чтун (10.08.15 16:55)

БРАВО

Stanichnik (10.08.15 20:14)

СПАСИБО

Эстония (03.12.15 00:42)

Спасибо тебе, за описание.Там я все время детство провел и помню казаков и первую любовь.

Светлана (17.08.16 20:57)

Кто бы знал! Красиво там!

Stanichnik (18.08.16 21:27)

У нас тут чудес, не впроворот. 

Ольга (10.08.17 19:19)

Спасибо автору!! Случайно нашла эту статью, а сколько вспомнилось!Были-были в Берданосовке, работали на АКЗ (так назывался , есть он или нет?? консервный завод, над которым пединститут шефствовал))) часть наших студентов жили на таком дебаркадере, что есть на фото, "кормили" комаров в палатках, но как сейчас это приятно вспоминать - молодость, студенчество, беззаботность, живых еще родителей...
Вот о Музее - эт мы пропустили такой факт в годы учебы, сожалею...
Ссылку на статью дам своим сокурсницам)))

Stanichnik (10.08.17 19:59)

Спасибо Ольга!

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка