Загадка якоря.

Каждому, кто не поленился повернуть голову, проходя по Большой Садовой мимо Областного краеведческого музея, известен этот гигантский якорь.



Найден он был на дне Азовского моря при реконструкции Таганрогского порта в 60-х годах 19-го века. В 1866 г. якорь, как интересный экспонат, был выставлен на Морском бульваре в Таганроге.



В начале 30-х годов 20-го века его переместили к Таганрогскому краеведческому музею, а в послевоенные годы он переехал в сквер перед Областным краеведческим музеем, где находится до сих пор.



Если дать себе труд внимательно рассмотреть якорь, то поражает грубая, но какая-то циклопическая ковка.



Наверно его ковала целая артель кузнецов, примерно таких, как на картинке из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Добром вспоминаю эту книгу из детства.



Высота якоря больше 4-х метров.



И больше о нем не известно ничего, кроме предположения, что этим якорем было оснащено одно из судов Петровской флотилии, в 1696 г. штурмовавшей и овладевшей турецкой крепостью Азов и вышедшей после этой победы на просторы Азовского моря.



Никаких сведений, подтверждающих это предположение, найти не удалось.
Решил попытаться разгадать загадку этого якоря.
Итак: Мог ли он принадлежать Петровским судам? Про эти суда, строившиеся в основном на Воронежских верфях, известно многое. Флагманом флота был корабль «Готто предистинация», что означает Божье предначертание. Сохранились не только изображения и описание этого корабля,



но
 и его чертежи. Их в свое время опубликовал популярный журнал «Моделист конструктор» Вот один фрагмент.



По этому чертежу легко определить размеры якоря Предистинации.

 


И, использовав приведенную выше гравюру, сделать сравнение двух якорей. Якоря Предистинации и нашего героя.



Совершенно очевидно, что наш якорь значительно больше флагманского якоря Петровской флотилии. И не мог быть установлен ни на этом корабле, ни на каком другом. Я уж не говорю том, что просмотрев сотни изображений старинных судов, я не нашел ни одного оснащенного якорем типа «кошка». Все они оснащались так называемыми адмиралтейскими якорями.
Такой якорь мы видим и на втором по величине судне Петровской флотилии «Крепость»



О судьбе этого легендарного флота стоит прочитать здесь.


Всего в Петровской флотилии, участвовавшей в азовской компании было около 1000 судов, включая галеры, брандеры, транспорты и даже землечерпалки. О многих из них не сохранилось даже описаний, но трудно предположить, что этот гигантский для того времени якорь принадлежал одному из этих судов.
Значит, надо искать следы этого якоря в других эпохах. Вспомним, что овладев Азовом в конце 17-го века, Россия потом вынуждена была надолго расстаться с этими землями, и вернулась сюда намного позже, уже при Екатерине, после многочисленных побед над турками под командованием Румянцева и Суворова.  И 17 мая 1771г., - на флагманском коpабле "Хотин" был торжественно поднят флаг, что символизировало возрождение русского военного флота на Азовском море. Донская флотилия в то время состояла из пяти 42-пушечных пpамов, одного трехмачтового корабля, двух бомбаpдиpских судов, двух фрегатов и нескольких более мелких кораблей.
Стоп! Пять 42-х пушечных прамов! Что такое «прам»? Это плавучая батарея, без парусов, по сути большая деревянная платформа с установленными на ней пушками, которая при помощи якорей отданных с четырех ее концов, стационарно устанавливалась в местах наиболее вероятного появления вражеского флота. Вот на такой плавучей батарее, и не в конце 17-го века, а ближе к концу 18-го, и мог быть установлен такой гигантский якорь типа «кошка».
Как рассуждаю.
Рассмотрим работу адмиралтейского якоря. Отданный с судна якорь  ложится на грунт в неустойчивом положении. «А». Как только якорная цепь начинает натягиваться, якорь перекантовывается в устойчивое положение «Б». После чего, одна из лап якоря вонзается в грунт и держит корабль. Но так происходит только тогда, когда якорная цепь натяну достаточно полого.



То есть судну для надежной якорной стоянки надо продрейфовать под действием ветра или течение на какое-то расстояние от места отдачи якоря. Такая система хороша для кратковременной остановки кораблей, но не подходит для долговременной, стационарной установки плавучих батарей, которую ветром и течением будет мотать во всех направлениях. Здесь нужна «Кошка». Она сразу ложится на грунт в устойчивом положении и сразу готова держать плавучий объект даже при большом угле натяжения якорной цепи.
Приготовьтесь к шоку от моего мастерства рисования, подходящей картинки в сети не нашел. Такой огромный якорь наверное приходилось отвозить от прама на лодке или плоту и сбрасывать в нужном месте.


 

Таким образом, утверждаю, что якорь, установленный в сквере Областного краеведческого музея, принадлежал одной из плавучих батарей, охранявших гавань Таганрога в период Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
И главное, этот якорь-свидетель и участник присоединения Крыма. Напомню, Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма в 1783 г. А фактически Крым находился под Российским управлением после побед одержанных русскими войсками  в 1771-1772 гг.

 

Ps. Плавучие батареи, вероятно, удобное и традиционное оружие для мелководного Азовского моря с невысокими берегами. Этот рисунок плавучей батареи с названием "Не тронь меня", нашел в Ейском краеведческом музее. Это уже Великая Отечественная Война.

Еще Ps. У этого якоря есть младший брат. Стоит в аксайском музее "Крепость". Найден на острове Межонка. Его историю предстоит выяснить.

 

 

Stanichnik (12.03.17 19:31)

Нет, это не сарказм. Меотида и задумывалась как поле для таких спорв. Еще бы найти время все это читать((