Школа-гигант в лицах. Школа 20. Выпускные альбомы 1966 и 1983-1989

Идея создания фотоархива Школы – гиганта Сельмашстроя на Меотиде, к сожалению, пока не приобрела широкой массовой поддержки. Мой расчёт на то, что если вы - выпускник 20-й или 75-й школы, то у вас возникнет желание поделиться общими фотоснимками своих классов, прислать их, рассказать о них, или при желании самому опубликовать с согласия администратора сайта. Но то, что собрано усилиями авторов публикаций Роман S. и Stanichnik уже впечатляет и способствует дальнейшему движению вперёд. Идея возникла на фоне грядущего 100 – летия 20-й школы в 2021 году. Поскольку 75-я школа благополучно влилась в лицей №20, то принципиальность в  вопросе разделения школ отпала сама собой, тем более 75-я школа являлась полноценной хозяйкой общего дома при его рождении, ну а неожиданное появление номера 75 на новой школе в Суворовском микрорайоне - недоразумение, не более того. Всё – таки, длительная история совместного существования убеждает в том, что историю надо тоже объединять пусть и с небольшими оговорками о номере школы в конкретный период времени. 

У меня остаётся надежда на то, что в ходе грядущей реконструкции исторический облик будет сохранён, и в недалёком будущем, проходя мимо, выпускники прошлых лет смогут с гордостью сказать своим потомкам: «Это моя школа с богатой историей, которая выстояла в годы войны, став для города памятником архитектуры, а для нас - тёплым воспоминанием о детстве».

Ниже я публикую выпускные фотоснимки классов, которые вошли в книги о школе №20 Геннадия Беленького «Промчались зимы с вёснами…» и Романа Скибы «1976-1986» и «Вновь возвращаясь в те места и годы…». Я уверен, что авторы книг – выпускники нашей школы, согласятся с тем, что выпускные и коллективные фотографии классов, которые они с большим трудом и энтузиазмом собрали, стали уже частью большой истории школы. Большое им за это спасибо!

Когда я вглядываюсь в лица знакомых и незнакомых мне людей, наших родителей, моих друзей, родственников моих друзей, моих родственников, детей друзей родителей и т.д на этих фотографиях,  то понимаю, что за 85 лет жизни Школа - гигант Сельмашстроя стала неотъемлемой частью истории города и нашего района. Все эти люди и есть - мой родной Сельмаш. Поиск фотографий продолжается!

Книги о школе №20

Выпуск 1966 года
Выпуск 1966 года Выпуск 1966 года

Выпуск 1966 года
Выпуск 1966 года

Выпуски 1983-1989
Выпуск 1983 года
Выпуск 1983 года
Выпуск 1984 года
Выпуск 1984 года
Выпуск 1985 года
Выпуск 1985 года
Выпуск 1986 года
Выпуск 1986 года
Выпуск 1987 года
Выпуск 1987 года
Выпуск 1988 года
Выпуск 1988 года
Выпуск 1989 года
Выпуск 1989 года
История первой жизни школы близка к финалу, оформим эту историю вместе с вами...

Роман S. (05.11.19 08:15)

   Юра, спасибо Тебе за добрые тёплые слова; наверное, не будет ошибкой, пользуясь моментом, высказать благодарность и от имени Геннадия Беленького, некоторыми материалами которого (краеведческой направленности) я с его разрешения воспользовался при оформлении нашей первой (и, как тогда казалось, единственной) школьной фотокниги.

   Думаю также, что идея возиться с архивом, то есть - собирать материал, а также его обрабатывать, оформлять и издавать - изначально не может быть массовой, поскольку это трудоёмко, энергозатратно, не является предметом первой (а также второй и даже третьей) необходимости, ну, и, наконец (а для иных это стоит на первом и единственном месте), не приносит прибыли. Во всяком случае, материальной, в денежном эквиваленте... Поэтому нет смысла ожидать появления какой-то "новой волны" в связи с нашими публикациями.

   Но я безмерно благодарен всем своим одноклассникам, однокашникам, а также "сочувствующим движению" за то, что они нашли в своих чуланах (чердаках, подвалах) старые семейные альбомы и поделились фотографиями из них. А также за то, что многие нашли время и оказали консультативно-информационную помощь по уточнению личности детей и учителей на старых снимках, а также обстоятельств и времени, когда они были сделаны (Ты видел списки всех, кому я выражаю благодарности - в обеих книгах таких соучастников нашего книжного проекта около сорока человек). Так что всё не так уж и печально. То есть, всё же "стакан наполовину полон, а не наполовину пуст"...

Юрий Ю (05.11.19 09:16)

Я написал об идее массовой поддержки, а не о массовой идее. Скинуть пару-тройку фоток на ящик почтовый для многих не такая уж и проблема - в этом поддержка и заключается. Вот буквально вчера принимал фотки таким образом. Человек переснял свой архив и скинул, теперь я знаю что у него есть, встречусь просканирую то, что мне нужно из общего объёма. Вот так всем и предлагается, но если кто-то персонально захочет выложить, ему же наверное не откажут, я так думаю, но на это расчёт самый малый и это совсем не обязательно. 

Юрий Ю (05.11.19 12:46)

Да, и надо, наверное, объяснить почему исчезла публикация о книге Геннадия Беленького. Хочется чтобы всё было по правилам :), поэтому если сам Геннадий Беленький здесь поделится такой прекрасной историей школы, какую он написал, то все ему будут благодарны.  

Stanichnik (05.11.19 14:27)

Хорошо осведомленные источники в высоких кругах сообщили, что проект новой школы уже прошел экспертизу. Все ждут открытия финансирования.

Юрий Ю (05.11.19 14:46)

Последняя фраза - "открытие финансирования" - в нашей стране носит весьма эфемерное значение ;) Да и "высокие круги" бывает привирают ;) 

Юрий Ю (05.11.19 15:00)

А есть где-нибудь официальная информация? Последнее что я видел подавалось следующим образом https://don24.ru/rubric/obschestvo/rostovskiy-licey-20-otremontiruyut-vp...

Конечно, на новом строительстве бабла срубить можно больше, чем на реконструкции, поэтому новый проект привлекательней. 

Stanichnik (05.11.19 17:30)

Самое правильное, следить за сайтом госзакупок. Там вся информация о прохождении тендерных торгов.

Юрий Ю (05.11.19 17:58)

Интересный подход. Ну и как, выставляли? Я тут посмотрел в сети что есть по поводу ремонта или строительства, информация крайне скудная, но писали о недовольных родителях, которых уже настроили на 5 лет, и о якобы двух высотках ещё на этом пятаке. Да уж, дела действительно разворачиваются нешуточные, раз пошла борьба ещё и за землю.

Stanichnik (05.11.19 21:22)

Я следил за этим сайтом с момента объявления тендера на проектирование. Там была выставлены СФРы. Уже тогда многое было понятно. Сейчас некогда следить. На самом деле все открыто, но это ни кто не читает. Зато в соцсетях полно фантазий.

 

Юрий Ю (08.11.19 21:08)

Вот тебе раз! Написал письмо на сайт школы с вопросами по реконструкции и столетней годовщине. Сейчас захожу - бац и "веб-сервер остановлен", а по закону должны были ответить...

Юрий Ю (05.12.19 18:54)

Запустили сайт снова,  ложная тревога ;)

Stanichnik (05.12.19 21:25)

И что пишут?

Юрий Ю (06.12.19 14:38)

Про команду "Земляне" пишут ;)

Роман S. (05.12.19 22:00)

Юр, ну а на Твои вопросы они (представители школы через вновь заработавший сайт) ответили? Или "воз и ныне там"?

Юрий Ю (06.12.19 14:17)

Пока нет

Роман S. (06.12.19 15:03)

Вряд ли они что-то ответят. Лицей выживает в стенах других учебных заведений, не до юбилейных дат... Слово "выживает" напомнило: "...На самом дне турнирной таблицы борется за выживание омский "Газмяс"... :-D

Юрий Ю (06.12.19 16:55)

Ладно про юбилейную дату, но по строительству никакой официальной информации нет - за это обидно. Если бы было объявлено решение и сроки, людям это решение обосновали - это было бы правильно, а так - как всегда за дураков держат. 

Stanichnik (06.12.19 19:56)

Всю новую информацию надо смотреть на сайте госзакупок. Мне все некогда. А из школы уже выбрасывают мебель, из верхних этажей. 

Юрий Ю (07.12.19 09:13)

На сайте госзакупок никто ничего не разъясняет. А за всеми решенями стоят конкретные люди, ну а они что-то молчат. Пусть это и наивно, но должны быть объяснения. Сейчас время напряжённое у нас в области, всем дали понять, что могут зайти в гости. А здесь вопрос непростой, все современные поколения Сельмаша и Орджоникидзе прошли через эти школы, а сейчас, по большому счёту, и детей учить негде.  

Stanichnik (07.12.19 17:53)

Я точно знаю, что проект новой школы прошел экспертизу, но у меня нет времени добраться до него. Я точно знаю, что еще нет финансирования. И то, что строительство школы включено в нацпроект,а значит финансирование будет. 

Юрий Ю (09.12.19 09:33)

Андрей, а вы тот человек, который отвечает за проект и строительство, и готовы держать ответ за этот проект? Речь же об этом, вопросов много, ответов никто не даёт. Если бы на сайте школы, например, была бы чёткая информация - да снос однозначно, причина - сильная изношенность здания, сроки строительства такие-то, оставить даже элементы исторического облика невозможно по таким-то причинам. Тогда бы это выглядело ну хоть как-то прилично, а так даже родители учеников не в курсе. Я считаю, что со сносом, школа умрёт, а родится новая, но я (её выпускник) уже не буду иметь к ней никакого отношения. Вот родилась 75-я на Суворовском, ни у кого же язык не повернётся назвать её своей школой только из-за номера, а все выпускники старой школы смотрят на то, что будет с этой, и неважно, что она называется теперь Лицей 20. Ну что тут поделать - всё когда-то заканчивается, но история некрасивая однозначно, ибо всем втюхали реконструкцию сначала, а теперь умалчивают о сносе.

Роман S. (08.12.19 11:13)

Юра, позволю себе несколько дистанцироваться (прежде всего, эмоционально, но и информационно тоже) от сказанного Тобой. Лично мне никто ничего не втюхивал; не говори, пожалуйста, от моего имени (под именем "все").

Юрий Ю (08.12.19 12:17)

Ну если ты знал в тот момент, когда втюхивали, что всё будет иначе, то я не против ;) "Все" - это образно, а не конкретно применительно к кому-то. Я и не думал, что выражаю не только своё мнение. Ты меня удивил, Рома :)  

Роман S. (08.12.19 14:23)

Юр, я не был участником "ситуации втюхивания", поэтому не чувствую себя ни обманутым, ни разочарованным.

Насчёт моего понимания образных выражений - извини. Но уж таково моё восприятие местоимений "всем", "всех" и прочих подобных. Наверное, это оттого, что когда я выражаю своё личное мнение, то и использую местоимения "я" ("я думаю", "я чувствую") и его формы: "мне" ("мне кажется"), "моё" ("моё мнение"), "меня" ("меня обманули"). Тексты с повторяющейся апелляцией к "массам" (учеников, выпускников, родителей, пациентов, электората и кого угодно ещё) всегда вызывают у меня недоверие и ощущение подвоха.

Юрий Ю (09.12.19 11:27)

Я не думаю, что для этого нужно быть участником. "Втюхивание" в данном случае - это информация из СМИ, которая подаётся обычным людям, и которая не подтверждается, но новая информация, предполагающая более радикальные действия, искусственно придерживается. И тут "все" - это для меня те, кто открытую информацию читает, слушает, ну и т.д. А количество участников процесса в данном случае ограничивается узким кругом лиц, компетентных в этом вопросе, которым такую информацию разглашать не рекомендуется. Если бы ты был участником, то мы бы с тобой здесь не беседовали, а значит в этой иерархии ты тоже "все", уж извини, хоть ты и относился к информации с недоверием :). Понятно, конечно, что кто-то меньше лапши с ушей снимает, а кто-то больше, но всё же обидно за наших "всех".  Вот статья Г. Беленького в газете "Вечерний Ростов" от 12.09.2018 года, в которой он доводит официальную информацию, полученную им от официальных и компетентных в этом вопросе лиц, есть несколько ТВ роликов в сети. Ты этому не верил, не был как все? Ну и добавлю, я всё исправил, извиняюсь, если был не точен в формулировках  :)     

Гость Света (08.12.19 12:29)

А вы заметили, что не на всех выпускных фотографиях есть снимок школы. Театр им. Горького, гостиница "Ростов". А на некоторых только фотографии учителей и выпускников.

Роман S. (08.12.19 14:21)

Да, этот факт у меня тоже вызывает недоумение. Можно предполагать, что те, кто подбирал иллюстративный материал (фоновые изображения) к выпускному альбому, делали это на "Отцепись!" А, вероятно, не было конкретного запроса со стороны представителей родительского комитета, ответственных за взаимодействие с фотографом, поэтому фотограф прилепил на пустые места то, чем он располагал на тот момент. Забавно, что одна из таких подручных фотографий - обложка туристической схемы Ростова-на-Дону 1979 года. :-)

Да, кое-где нету даже и видов Ростова. Один выпускной альбом вообще выглядит сделанным "на коленке", не буду показывать пальцем - чей конкретно, хотя внимательный читатель увидит и сам. Как бы там ни было, все эти альбомы мне дороги, ибо это и моя история тоже.

Виктория С. (12.12.19 13:35)

Здравствуйте. Поскольку люди здесь собрались, давно наблюдающие за развитием ситуации , хотелось бы спросить: Стоит ли начинать борьбу за сохранение исторического облика здания, как это сейчас происходит со Детской школой им. Артамонова? Там даже возможно дадут статус ОКН, хотя годы строительства с нашей 20-кой практически одни. Была информация, что в лицее и подвалы залиты, и перекрытия гнилые, и штукатурка падает, ... Если придать статус ОКН, то вообще с ремонтом не подступиться к школе.

Юрий Ю (12.12.19 19:12)

А что значит "с ремонтом не подступиться"? Постановка вопроса в стиле - если вы не хотите чтобы была школа, то школы не будет, как уже на Темернике было озвучено - это шантаж самый настоящий. Любой вопрос с умом можно решить, примеров тому масса. Пример школы им.Артамонова - хороший пример, ибо это борьба не за здание по большому счёту, а за память и связь поколений. Думаю здесь тоже инициатива будет выставлена на общественное обсуждение, как со школой им.Артамонова. Наберём ли 500 голосов? А, уважаемые выпускники ;) ?  

Stanichnik (12.12.19 20:52)

Очень сложно. Я бы поднялся на защиту школы, но не владея всей информацией, можно навредить. И новой не будет и старую не сохраним. Надо знать результаты последних проведенных экспертиз.

Роман S. (12.12.19 21:32)

Андрей, полностью разделяю и поддерживаю Твою точку зрения.

Андрей Stanichnik (13.12.19 07:39)

Надо понимать главное - если в школе внезапно прекратили занятия прекрасно понимая, что процесс проектирования-согласования-экспертиз-тендеров займет не менее двух лет, и все это время дети и учителя будут мучится, а бюджет нести дополнительные расходы, значит, дальнейшая эксплуатация школы была связана с риском. Подозреваю, что при проведении плановых, положенных по закону экспертиз здания, там был выявлен серьезный негатив.
И даже если присвоить школе статус ОКН, это вряд ли её спасет. Скорее всего затянет агонию. Школы или другого учреждения образования или медицины в нем разместить будет нельзя. А надеется, что найдется инвестор, который восстановит её и разместит там музей - глупо.

Роман S. (13.12.19 08:30)

Совершенно верно...

Юрий Ю (13.12.19 14:43)

Ну, надеюсь сегодня глава района огласит вердикт, хочу заглянуть на встречу, А пока о проблемах необратимого характера ещё никто не заикался - всё на уровне "а вы слышали за грибок в подвале", как и здесь случилось. Да и внезапно ничего не было, всё выглядело вполне запланированно с 1 сентября. 

Юрий Ю (13.12.19 21:33)

Ну вот - новость сегодняшнего дня. Удалось успеть и ненадолго попасть на встречу с главой района. Я знал, что вопрос о школе будет из первых, так и случилось. Разместил коротокое видео его ответа на своём канале, смотрите.  https://www.youtube.com/watch?v=I3Hnf5vVMxQ Я думаю, распространять неподтверждённую информацию будет неправильно. Статья Г.Беленького - это информация от директора школы, видео - это информация от главы района. Самые что ни на есть официальные лица в этом вопросе. За 1,5 года снести и построить новую школу такого размера нереально. На видео не слышно, что вопрос о лицее 20, не успел включить камеру, но придумывать это было бы глупо :)

Гость Света (13.12.19 22:09)

Юра, какой Вы молодец. А глава района к вопросу был не готов. Сдать школу в 2021 году - бред.

Юрий Ю (14.12.19 09:54)

Я был ограничен во времени, лезть вперёд бабушек с вопросом не хотел, но знал что вопрос прозвучит быстро, вот и заснял его, после чего не сильно задержался. Школьные вопросы в районе сейчас из актуальнейших, они не менее актуальны, чем зверские тарифы "Теплокоммунэнерго", что и обсуждалось главным образом. Сдать в 2021 году вполне реально, на мой взгдяд, если не проводить капитальных строительных работ, а только ремонтные и отделочные. Да и озвученная сумма на серьёзное строительство такого объекта не тянет, но на ремонт вполне, с учётом откатов ;) К примеру, школа-гигант №75 на Суворовском обошлась казне больше 1 миллиарда.

Виктория С. (13.12.19 22:34)

Информация от главы района не раскрывает самое главное - в чем будет заключаться реконструкция- полностью снос или... И еще один вопрос - где будут строить школу. В интернете бродит информация, что не обязательно на старом месте.Может фейк, конечно

Юрий Ю (14.12.19 16:16)

Полностью снос - это не реконструкция. Если всё снесут, и это назовут реконструкцией, то это будет супер надувательство. Согласно статьи 1 ГрК РФреконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Хотя надо справедливо отметить, что снос и новое строительство школы №32 в городе тоже назвали реконструкцией, и я так понял - там снесли всё, и на это выделили около 650 миллионов, и выпускник Баста не помог :), но там другой размер школы.

Юрий Ю (15.12.19 18:48)

Мне думается, что здесь вот ещё какой подвох. Когда я ещё учился в школе 1978-1988, уже тогда она требовала серьёзного ремонта, ну и как-то разговоры ходили постоянно об этом, но никто с тех пор не говорил о сносе и серьёзной аварийности. Сейчас же проблема школ в районе почему-то неожиданно обострилась одновременно в нескольких школах - ещё и 44-ю закрыли, мало того, стадион 2006 года на Темернике под снос для строительства новой школы замутили. Что-то не верится в случайное совпадение. Закрывая школы по аварийным причинам, искусственно создаётся общественное мнение по типу "не до жиру быть бы живу", а исторический облик города задвигается на второй план - якобы не до этого в такое непростое время, детям нужно где-то учиться. Под строительство выделяются в рамках нацпроектов немалые суммы денег, которые нужно осваивать. А мы теперь думаем - как бы не навредить, но у жителей города никто ничего не спрашивает, а мы - те самые налогоплательщики, деньги которых на эти проекты тратятся.

Вот такие мысли меня посетили после того, как я прочитал про так называемую реконструкцию школы №32, которая действительно была с полным сносом. https://donday.ru/na-rekonstrukciyu-shkoly-32-v-rostove-potratyat-okolo-...

Виктория С. (14.12.19 20:15)

Вот о полной реконструкции со сносом : "Реконструкция бывает полной или частичной. В первом случае реконструкция осуществляется на фоне полного демонтажа строительных элементов с последующим строительством здания после этого. Частичная реконструкция связана с выборочным демонтажем конструкций, их заменой или усилением."

Читайте подробнее на 1cert.ru: https://1cert.ru/stati/snos-zdaniya-kak-odin-iz-vozmozhnykh-stsenariev-r... | 2017 © Единый Стандарт

Юрий Ю (15.12.19 18:54)

Спасибо, полезная информация. Не думал я, что само слово реконструкция такое ёмкое у нас оказывается. Казалось бы - если всё снести, то что реконструировать? :) Ан нет - удобный термин, как в нашем случае. 

Юрий Ю (17.12.19 10:48)

Свежий пример реконструкции в Ростове https://rostov.aif.ru/society/details/istoricheskoe_zdanie_v_rostove_sra...

Юрий Ю (26.12.19 10:30)

Да, полный снос подтверждается из официальных источников, информация будет позже... Есть возможность сделать последние снимки здания, которое уже уходит в историю... 

Stanichnik (25.12.19 20:22)

Вот история "Приазовского края" очень поучительна. Я 20 лет назад видел, что у здания "поплыли" несущие конструкции и его уже не спасти. Его спасать надо было 50 лет назад. Но у общества тогда были совсем другие интересы. Вот всем, кто сейчас встал в плотные ряды защитников этого и других памятников, советую вспомнить себя в 70-х.

Юрий Ю (26.12.19 10:53)

Дело не в защите того, что реально разрушается и уже не спасти, а в том, чтобы хоть что-то оставалось от исторического облика, а не заменялось на безликие коробки и точечную застройку. История со школой - как раз яркий пример того, что этот облик никому по факту оказался не нужен. Это и печально. Никулин за свой цирк бился до последнего, но он таки был Никулин, и стеночку оставил :) А сейчас о школе даже про колоннаду басни распускают, что аварийная, хотя вид у неё очень благопристойный. На самой же школе ни одной трещинки даже не видно, в отличие от "Приазовского края". Пример же я привёл для окончательного понимания слова "реконструкция", ибо сам заблуждался. А в 70-х я был совсем мал, хоть и застал их почти полностью, поэтому ничего сказать не могу, но помню как в 78-м в первый раз зашёл в школу ;)

Stanichnik (26.12.19 19:35)

В данном случае сохранить часть исторического фасада не пулучится. Сам фасад, это конструктивизм, а вход - сталинский ампир. Сами по себе это яркие стили и ни с чем не гармонируют. Я не представляю как часть облика школы вмонтировать в современное здание. Получится абсурд.

Юрий Ю (26.12.19 22:45)

Ну есть примеры реконструкций школ у нас в Ростове - №53 и №11, когда выход был найден и под ноль с землёй не сравнивали как с №32 и как собираются с нашей. Цирк - это пример того, когда хоть что-то оставили, ну и может здесь он весьма символичный пример;), хотя если взглянуть на фасад, то там тоже смесь стилей и не самая удачная, как мне думается. ВТБ арена - пример из последних - тоже каша из старого и современного, но история осталась в стенах. 

Юрий Ю (13.01.20 12:15)

https://www.rostov.kp.ru/online/news/3425008/ - школа 32, наша на очереди.

Stanichnik (13.01.20 20:11)

Я уже грешным делом подумываю как провожать школу. Например собраться всем и развесить на заборе свои фото школьной поры.  

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка