День знаний. Школа № 75.

Ростовская средняя школа № 75. Рубеж 50,60-х. Знаю, что фотографировал любитель, но фото получилось очень выразительным, ярким и непосредственным. Пожилая учительница – моя бабушка. Первоклассники, руки сложены одна на другую, белые воротнички и открытые тетрадки. Парты с желобками для карандашей и тяжелыми откидными крышками, если такую с силой откинуть, можно было оглохнуть. Теплое и немного грустное фото.

Это фото сделано во дворе школы. Всем известен серый, мрачный парапет, опоясывающий школу. Так вот, он когда- то был основанием ограды. Других фото этой ограды я не встречал.

Сейчас это место выглядит так.

А это школа.

Еще несколько детских глаз из того времени. Тетрадки и учебники положено было держать ровной стопкой на краю парты.

А перьевые ручки надо было аккуратно положить на край чернильницы – непроливайки.

Характеры.

Несколько общих фото. Чубчики, пряжки, сандали и белые носочки. Время далекое и близкое.

День знаний.

Гость (05.09.15 21:09)

как все знакомо и ЗНАКОВО. Спасибо за воспоминание. Кстати, заборы были раньше получше, чем современные решетки, которые установили повсеместно с прошлого года

Stanichnik (07.09.15 21:38)

Спасибо.

чтун (08.09.15 14:44)

А зачем снесли забор вокруг 75-й и 20-й школы? Подскажите, может кто то в курсе?

Stanichnik (08.09.15 20:42)

Я думаю, что он сам от старости исчез. В 60-х его уже не было.

Роман S. (03.06.17 19:05)

Добрый день, Андрей и все остальные друзья! На сайте недавно, что называется, "только с поезда", хотя смотрел фотки здесь и раньше. Со своими одноклассниками-однокашниками делаем фотокнигу о нашей школьной поре (20-я школа, 1976-1986) и в процессе поиска фотоматериалов мне довелось покопаться в развалах школьных фоток в "20-ке". Было это летом прошлого года. Так вот, в числе прочего, мне там попадались старые снимки с забором вокруг школы, от которого в наше время было только бетонное основание... Мне они были не нужны, но, возможно, мне удастся сделать с них сканы, если снимки эти всё ещё в школе...

Иван (05.12.17 22:55)

У вас еще есть в коллекции фото 20ки? интересно было бы посмотреть

Роман S. (16.09.18 12:58)

Средняя школа N20 Ростова-на-Дону (снимок взят из моего выпускного альбома 1986 года, где он выполнял роль декоративного элемента оформления).

На втором снимке виден фасад обеих школ (слева - N75, справа - N20). Снимок сделан с выпускной "раскладушки" 3-го класса (1978-79 уч.год); исходный снимок был маленьким, но удалось немного его преобразовать, так что общее представление вполне складывается.

Средняя школа N20 Ростова-на-Дону (начало 80-х)...
Stanichnik (07.02.18 20:26)

Спасибо Роман. Как раз в этот год я "уходил со школьного двора"

Роман S. (02.03.18 22:05)

А вот ещё снимок, и тоже "экстрагированный" из выпускного альбома, на этот раз - параллели на два года старше нас. То есть, выпускавшихся в 1984-м году. Интересный ракурс, вид сбоку (с правой стороны школьного здания) отлично дополняет уже имеющиеся снимки, сделанные, как правило, фронтально...

Роман S. (16.09.18 13:36)

Разбирая затерявшиеся в тиши школьных кабинетов фотографии, оставшиеся от ушедших учителей, я нашёл вот этот снимок. Сделан он в 1979 году; в день вручения аттестатов, после торжественной части и дискотеки, вечером перед выездом на набережную. К сожалению, нашу такую же фотографию с последней школьной линейки у "Самолёта" найти так и не удалось. Поэтому это фото особенно ценно.

Будет здорово, если кто-то из читающих материалы сайта вдруг узнает среди этих выпускников своих знакомых или, быть может, даже и себя...

Иван (19.09.18 14:49)

Буквально через дорогу напротив мой дом от этого самолета, на фото уже как 3 года должен был стоять, он 1976 года постройки

Роман S. (20.09.18 23:12)

Да, насколько я помню, Новолесная уже застроена была; у нас многие из школьной параллели, кто жил на Новолесной (а пошли мы в 1-й класс в 1976 году), ходили в детский сад "Дубравушка" (он здравствует и сейчас).

Если я ничего не путаю, то там лишь один многоэтажный дом потом ещё был довозведён (в 1979 году) - на Урожайной (Урожайная/Димитрова)...

Роман S. (03.06.17 19:08)

Я ещё не разобрался - как закидывать сюда сканы, поэтому, возможно, будет сейчас и не по теме школ, 20-й и 75-й. Но попробую загрузить; потом, наверное, можно будет переместить в другое, более подходящее, место...

Stanichnik (03.06.17 20:25)

Роман, спасибо большое. Это очень редкий снимок. Мало тго, что магазин "Нива" в первозданном виде, но еще виден край дома по пр. Сельмаш в котором в 60-х,70-х было районный ОВД.

 

Роман S. (03.06.17 21:15)

Да, так я и искал тот, старый, райотдел... Снимок этот мне любезно предоставила директор Музея истории "Ростсельмаша" Татьяна Нарсесовна Андреенкова. У меня для фотокниги о школе вообще поначалу замысел был отыскать старые фото, где были бы: каскад на ул.Сержантова (если стоять лицом к райотделу, то это слева, за угловым двухэтажным домом, который был на углу пр.Сельмаш и ул.Сержантова); детский садик напротив МСЧ завода "Ростсельмаш" (напротив бывшей подстанции СП-5, через ул. 1-й Конной Армии); также и фото старой 10-й больницы (МСЧ РСМ) найти... В принципе, поиск я продолжаю, но в книгу о школе, конечно, это не попадёт уже.

Илья (11.12.18 23:27)

А можно поподробнее, что такое "Каскад на Сержантова"? Мне всегда казалось, что там было что-то вроде фонтана с большими ступенями, но я тогда был совсем мелкий - мог и перепутать.

Роман S. (12.12.18 15:22)

Да, там был бассейн, ориентированный вдоль тротуара по ул.Сержантова; справа от него находился угловой 2-этажный дом из тех, что были возведены в период строительства "Ростсельмаша" (сейчас там высится многоэтажка, угол пр.Сельмаш и ул.Сержантова); слева от бассейна располагался какой-то павильонец (если мне не изменяет память, там, в том числе, продавали жареные пирожки и варёную кукурузу). Справа от бассейна росла ива, со стороны тротуара возле бассейна стояла скамейка (помню, что однажды летом на ней в тени ивы спал алкаш ...впечатление детства в память врезалось).

А вот за бассейном возвышались поставленные друг на друга большие куски песчаника (4-5 "глыб"), там была так устроена подача воды, что она стекала по этой рукотворной "горной стене" и накапливалась в бассейне. Отсюда и каскад. Я это слово от родителей именно там узнал, в качестве определения для этой конструкции...

Андрей Stanichnik (12.12.18 17:06)

Что-то у меня сдвиг. Где там был этот каскад?

Роман S. (05.10.19 08:41)

Местоположение этого каскада обозначено красной галочкой. Кстати, подобная конструкция стояла и в районе старого автовокзала; если стоять лицом к автовокзалу, то слева. Может, и сейчас ещё стоит, не знаю. И там тоже была ива, насколько я помню.

P. S. Дополнение от 05.10.2019. Вот эта конструкция возле Старого автовокзала (нижний снимок). Она сохранилась, хотя и сильно видоизменилась. И дерево там не ива, а другое какое-то (хотя в 70-80-х годах могла быть и ива)...

Stanichnik (12.12.18 20:51)

Меня наверное на десяток лет украли инопланетяне. Я как сейчас помню райотдел милиции синего цвета. Я помню как его снесли и это место долго стояло огорожено. Потом по пр. Сельмаш к забору прилепился ряд ларьков, где продавали в том числе химические ликеры и паленую водку. Потом началась стройка многоэтажки.

Роман S. (13.12.18 00:12)

Думаю, всё дело в соотнесённости определённого этапа собственной жизни с внешними событиями. Я, например, не помню сноса старого здания райотдела, но могу предположить, что это было во время моей учёбы в институте - армии - продолжении и завершении учёбы и всего прочего. Мне просто не приходилось ходить мимо в указанные годы.

Но могу ещё один момент касаемо каскада подбросить; давай мысленно обойдём райотдел со стороны магазина "Нива" и прогуляемся по двору четырёхэтажного дома (он существует и сейчас, на моих скринах его номер 9А) в сторону арки дома на Сержантова, 10 (и дом, и арка сейчас тоже есть). По правую руку от нас - четырехэтажка, по левую - серый райотделовский забор. Территория райотдела, и, соответственно, забор заканчивались метров примерно за 12-15 до проезжей части ул.Сержантова (в то время там ещё ездили автомобили); оставшееся расстояние как раз и занимали часть двора снесённой угловой двухэтажки, ларёк, каскад и бассейн...

Stanichnik (05.10.19 18:37)

Все правильно. Но фото этого каскада нет. 

Роман S. (18.09.19 08:34)

Вот ещё один вид этого же места. По годам - скорее всего до строительства следующей за "Нивой" по пр.Сельмаш девятиэтажки (её построили в 1981 году). Но почему нету привычной надписи "Спорткульттовары" и "Нива" (как на предыдущем снимке) - неведомо...

P.S. Сообщение добавилось именно сюда по неясной причине; я его размещал выше - туда, где уже шёл разговор о магазине "Нива" и Первомайском райотделе милиции. Видимо, движок сайта живёт своей, автономной, жизнью...

Stanichnik (18.09.19 20:40)

А что удивительного? Нива еще строится.

Роман S. (18.09.19 23:08)

Коль так, то это, стало быть, 1971 год. Дом по проспекту Сельмаш под номером 94, в котором располагался универмаг "Нива" (существующий и поныне), был сдан в 1971 году, застройщик - завод "Ростсельмаш".

Думаю, магазин был запущен несколько позже сдачи дома; быть может, даже после полного заселения его жильцами.

Роман S. (03.06.17 19:12)

Очень жаль, что не получилось найти фотографии фасада школ того периода (70-80-е). Но есть нехилый снимок обратной стороны "20-ки". Делюсь. Снимок, кстати, из школьных "закромов"...

Stanichnik (03.06.17 20:28)

Да, такие решетки огораживали спортивние площадки и 20-ки и 75-ки. По началу они даже запирались, но мы с замками быстро расправились и заходили туда свободно.

Роман S. (03.03.18 10:23)

"Родина гордится тобой, человек труда!"

Иван (05.12.17 22:37)

Спасибо. В этом доме на улице Веры Пановой 32 проживал мой дед, он принимал участие в его строительстве, вроде в середине 70х это было. Думаю ему приятно будет увидеть это фото)

Роман S. (22.12.18 17:10)

Добавлю ещё три скана старых снимков, обнаруженных в Музее истории "Ростсельмаша". На первом из них хорошо видно, как маршрут 1-го трамвая затрагивал ул.Сержантова; следующий снимок - дом с "Кулинарией" по ул.Металлургической, 106 (откуда с его балкона сфоткана предыдущая панорама) и, наконец, фото строящегося НИИТМа.

Панорама Сельмаша и 1-го пос.Орджоникидзе
Stanichnik (04.06.17 08:08)

Фото интересно тем, что видны трамвайные пути поворачивающие на Сержантова. Вы в музей Ростсельмаша как попали? Вам Татьяна Нарсессовна свою сокровищницу открыла?

Роман S. (04.06.17 12:48)

С Татьяной Нарсесовной меня Геннадий Беленький познакомил. В прошлом году я предметно искал фотографии, имеющие отношение к моей школьной истории. Вот этот поиск меня и привёл в Музей истории "Ростсельмаша". Но так получилось, что сканы мне удалось получить почти через год, только этой весной. Не могу сказать, что мне удалось найти всё, о чём я мечтал, но кое-что удалось...

Забавно, что в поиске снимков старого Первомайского райотдела я общался с представителем Музея Донской милиции, а потом и с представителями ОП-6. Но увы - голяк, ничё не нашёл!..

Кстати, сейчас открыт Музей Первомайского района; находится он в здании бывшего райкома комсомола, где, собственно, нас в него и принимали в своё время. Но я туда не ходил, не могу сказать, что там представлено.

Stanichnik (04.06.17 15:46)

А я к стыду своему забыл где был райком.

Роман S. (05.03.18 18:42)

Нас принимали в комсомол здесь (см. цветное фото). Сегодня это - Администрация Первомайского района Ростова по ул.Воровского, 48.

Второй снимок: это же здание, только в самом начале 70-х годов, 1970-й или 1971-й годы (вид на левую - если стоять лицом ко входу - стену данного здания). Левый край снимка - жилой дом по улице Смычки; правый край - жилой дом по улице Воровского, в котором длительное время находился салон "Чародейка" (парикмахерская)...

Это же здание, только в самом начале 70-х годов (вид на левую - если стоять лицом ко входу - стену данного здания)...
Stanichnik (04.06.17 19:34)

Ага, значит я помню еще более ранее его расположение. Я впервые попал в РК ВЛКСМ когда он раполагался на углу Сержантова и Первой конной. Там сейчас банк. 

Stanichnik (05.03.18 19:47)

Помню этот салон. Постричся там стоило 1р20 коп. А в обычной парикмахерской 40-60 коп. Что там было лучше - после стрижки брызгали дорогим обеколоном, а в обычной - тройным. Что мне в те годы было абсолютно безразлично.

Илья (15.12.18 15:55)

А слева во дворе, что на втором снимке, стояла высоченная металлическая горка. Когда шли из школы (75-й) домой - любили на ней кататься.

Роман S. (15.12.18 18:07)

Да, я помню ту горку...

А вот интересно, есть ли в чьих-то семейных архивах снимки конструкции, стоявшей по левую сторону при входе в парк Островского со стороны ДК РСМ? Конструкция эта была опорой для установленного на ней самолёта (если не ошибаюсь, это был АН-2), в кабине пилота можно было сидеть, тягать туда-сюда штурвал. А по обе стороны этой конструкции были устроены две добротные горки: одна (малая) была обращена к бюсту Николая Островского и входу в парк; другая (большая, реально высокая) смотрела в противоположную сторону.

Самолёт долго не простоял, но от него после демонтажа на этой конструкции остались площадки для шасси...

Когда там был этот "кукурузник"? Помню, что я тогда ещё был дошкольником, то есть в первой половине 70-х годов (предположительно, 1973-75), а вот горки простояли много дольше. Однако не скажу, до каких лет они дожили. 

Stanichnik (15.12.18 18:42)

Конструкцию и самолет хорошо помню. Только это был не АН-2, а классом меньше, одноместный или двузместный моноплан. Фузеляж был обтянут дермантином, который местные пацаны разодрали на куски очень быстро и самолет убрали. 

Юрий Ю (18.09.19 09:03)

Снесли горки в парке Островского совсем недавно, буквально годика три назад. С детьми туда ходил частенько, даже моя младшая(9 лет) ещё каталась

Роман S. (18.09.19 11:06)

Юра, позволю себе усомниться в Твоей датировке. Три года назад - это 2016 год. Год, когда я уже активно собирал материал для первой школьной фотокниги. В то лето приезжала из дальних краёв наша общая одношкольница (училась на год старше нас, а с ней мы потом ещё и в "Меде" учились) и мы с ней ходили в парк Островского. Заходили через центральный вход, с проспекта Сельмаш, со стороны ДК РСМ (ибо перед этим сидели в "Тет-А-Тете", а до этого заглядывали в "Двадцатку", которую только-только объединили с "Семьдесятпяткой").

И конструкции с горками в парке уже не было (в июле-2016), я ей ещё тогда сказал: "А, помнишь, тут самолёт раньше стоял и крутые горки были?.."

 

Юрий Ю (18.09.19 19:32)

Ну может чуть больше, но только максимум ещё год

Stanichnik (18.09.19 20:52)

Парк Островского без горки - не парк.

Роман S. (18.09.19 23:09)

Скажу больше: без горки, самолёта-кинотеатра и колеса обозрения... :-)

Stanichnik (19.09.19 07:20)

Колесо обозрения есть, оно совсем не такое как было раньше и кататься на нем совсем не хочется, но оно есть. Без самолета-кинотеатра тоже можно обойтись. Это небезопасное в пожарном отношении сооружение. А вот большая горка должна быть. Она была там исторически. Я еще помню её деревянную.

Юрий Ю (19.09.19 10:28)

Да, я тоже по ней вздыхал, когда неожиданно её не обнаружил ;)

Эдуард Вартанов (06.12.17 21:08)

… Нерсесовна! Нерсес (арм) - Нестор (рус), извините за правку.

Андрей Stanichnik (24.12.18 07:30)

Деревья у школы еще невысокие.

Роман S. (03.06.17 21:32)

Ул.Металлургическая, 106. Кулинария...

Stanichnik (04.06.17 08:11)

Кулинарией этот дом называтеь не совсем правильно. Там была большая столовая, помоему "Первомайская", а кулинария была её отделом. 

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка